Оксана Ковалдова
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Публикация «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В настоящее время тема изобразительной деятельности носит особую актуальность, потому что способствует восприятию красоты окружающего мира и проявлению у детей эмоционального отклика.
В самом раннем возрасте у ребенка происходит становление эстетического восприятия окружающего мира. Именно в этот период формируется связь ребенка с миром природы, общества, предметным миром, происходит постепенное приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, развивается любознательность и проявляется особый интерес к творчеству, а именно его процессу. Ранний возраст является очень важным периодом в жизни каждого ребенка. Дети раннего возраста – это любознательные исследователи, познающие этот незнакомый, удивительный окружающий мир посредством своего собственного тела. Маленькие дети учатся телом и при этом используют прежде всего руки, чтобы понять мир.
Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста – это обучение через игру, и мышление через действие.
Дети, рисуя, знакомятся с окружающим миром и изучают при этом каждый предмет, который попадает им в руки, пытаясь выяснить, как я для чего его можно использовать. Они думают действуя. В элементарных экспериментах с красками производится очень важный для детей эффект – их собственные действия способствовали изменению состояния предметов.
Именно поэтому для детей раннего возраста особую привлекательность представляют материалы для рисования. Ведь красками, мелками, карандашами, ладошкой, и даже пальчиком можно добиться очень наглядного, с течением времени более выразительного изменения мира – ты оставляешь в нем следы. Дети раннего возраста раскрываются, когда начинают водить по листу кисточкой, карандашом или руками. Они исследуют поверхность, когда они разрисовывают бумагу, предметы, или самих себя. Со временем дети учатся производить совершенно определенные следы, когда сознательно используют рисовальные принадлежности, однако важно, чтобы к этому этапу творчества они пришли самостоятельно.
Детское рисование можно представить по фазам:
Первую фазу, которая начинается примерно в возрасте одного года можно назвать «тычки» - это создание изображения посредством удара. В раннем возрасте ребенку важны не черточка или линия на листке бумаги, а громкий стук и размашистые движения.
Затем наступает вторая фаза детского рисования - «царапание». Данная фаза длится около двух лет. Здесь дети раннего возраста рисуют на листе бумаги различные пересекающиеся линии, то прямые, то круглые с точками.
Третья фаза является самой важной – «круги». Навык рисования кругов появляется у ребенка в тот период, когда начинает проявляться его собственное «я», он начинает использовать свое имя. Круги отображают повседневные впечатления ребенка, которые повторяются снова и снова: отправиться в детский сад, чтобы потом вновь вернуться домой.
Применяя нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста важно помнить и не нарушать данные фазы развития детского рисования. Поэтому нецелесообразно ждать от ребенка раннего возраста конкретного результата творческой деятельности – раскрасить фигуру, не выходя за границы. Такой прием учит ребенка лишь одному - замечать границы, с которыми часто встречаешься в жизни и на листке бумаги. В таком творческом процессе воспитатель не должен вставать в позицию контролера и строгого надзирателя, он становится соучастником творческого процесса, когда вместе с ребенком знакомится, изучает, пробует и смело экспериментирует. Однако важно педагогу быть внимательным, уметь быстро реагировать на ситуацию в процессе свободного творчества ребенка, уметь вовремя переключить его внимание, предложить новый лист бумаги.
Применение нетрадиционных техник в работе с детьми раннего возраста имеет свой главный принцип, который отвечает возрастным потребностям и установкам – каждый ребенок должен испытать многообразные возможности работы с материалами.
Э. Фромм говорил: «удовлетворение потребности в творчестве ведет к счастью». Ведь маленькому ребенку важен и интересен сам творческий процесс размазывания, выливания, смешивания красок, нежели его результат. Поэтому материалы для процесса творчества должны вызывать у ребенка интерес и желание, идеи разнообразных игр. При этом условии, эксперименты с красками будут максимально плодотворными.
Детей раннего возраста очень увлекают такие приемы нетрадиционного рисования как:
• рисование ладошками;
• техника «пальцеграфия» (рисование пальчиками);
• печатки и оттиски;
• тычкование;
• «набрызги»;
• «кляксография» с нитками или трубочками.
Рисование ладошками
Обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите ребёнка, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.
Рисование пальчиками
Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».
Рисование печаткам
• оттиск печатками из овощей и фруктов (картофель, морковь, яблоко и т. д.)
• отпечатки листьев;
• печать поролоном;
• печать пробками;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.
Тычкование
• рисование ватными палочками;
• тычок жесткой полусухой кистью.
«Набрызги»
Достаточно простой в применении является техника “ набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
«Кляксография» с нитками и трубочками
Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.
На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!
Таким образом, применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста способствует созданию атмосферы открытости, непринужденности, развивает инициативу, самостоятельность у детей.
Вовлекая детей в «нетрадиционное рисование», педагоги позволяют детям раннего возраста отходить от строгого предметного изображения окружающего мира, дети учатся выражать на листе бумаги свои эмоции, чувства, впечатления, что вселяет в них уверенность в своих силах и создает эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности. Разнообразие материалов для рисования дает возможность самостоятельного выбора ребенку раннего возраста, развивает его воображение и мышление.
Литература:
• Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., Сфера, 2005
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Карапуз-Дидактика, 2007
• Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996, №2 с. 28-33
• Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000