радмила костюченко
Применение инновационных приемов биоэнергопластики и артикуляционной гимнастики в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое биоэнергопластика?
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:
Био – человек как биологический объект;
Публикация «Применение инновационных приемов биоэнергопластики и артикуляционной гимнастики в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью
Преимущества биоэнергопластики.
Оптимизирует психологическую базу речи.
Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
Диагностический (сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
Эмоциональный (создание положительного настроя)
Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)
Первый этап работы
На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.
Второй этап работы
На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
Период:сентябрь(3-4 недели).
Третий этап работы
На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
Период: октябрь (первая неделя).
Четвертый этап
В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Период: 5-7 недель.
Пятый этап
Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
Период: 2 недели.
Шестой этап
На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
Период: 5-7 недель.
Седьмой этап
На данном этапе используются сказки о приключениях. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной
ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка Вот сидит однажды лягушка-квакушка и увидела красивых бабочек, которые веселились и порхали над цветами
. Вместе с ними заулыбались и лягушка.
Упражнение «Улыбка»
Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Наши губки. Улыбаемся.
Получается отлично!
Все мы Молодцы! Стараемся!
Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Как будто качаемся на качелях. Покачаемся и мы.
Упражнение «Качели»
На качели я сажусь
Верх и вниз легко несусь.
Посмотрела Лягушка-квакушка на часы.
Упражнение «Часики»
Тик так, тик так, ходят часики вот так
Стрелка стрелку догоняет.
Наше время отмеряет.
Время обеда, пора домой, кушать. Позвала лягушка лягушат.
Дома все лягушата
Умылись и почистили зубки.
Упражнение «Почистим зубки»
Зубки чистить каждый день.
Мне почти совсем не лень.
щетку пастой заряжаем,
прямо к зубкам отправляем.
Потом они причесались.
Упражнение «Расческа»
Наши зубки-гребешок
Причесали язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.
Сели лягушата за стол, кушать. Мама испекла блинчики
Упражнение «Блинчики»
Вот так блинчик, блинчик-блин.
Мягкий. круглый. и душистый.
Сем его я очень быстро.
Блинчики остыли, и лягушата их начали кушать с вкусным вареньем.
Упражнение «Варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Блинчики с вкусным вареньем, лягушата запивали ароматным чаем из красивых чашечек.
Упражнение Чашечка
Чашечка широкая
Чашечка глубокая
В чашку чаю наливаю
Лягушат я угощаю.
Наелись ребята-лягушата и отправились в зоопарк. Подошли к забору, чтоб открыть калитку.
Упражнение Забор.
Ровный беленький забор, нам построил дед Егор.
Все дощечки в ряд стоят, словно боевой отряд.
Вот пришли лягушата в зоопарк и видят, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Упражнение «Бегемотик»
Словно добрый бегемот
широко откроем рот
12345, что-то мы хотим зевать.
А теперь закроем рот-
Отдыхает бегемот.
Идут лягушата дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот.
Упражнение «Хоботок»
Хобот к небу тянет слон
Я могу почти как он
Губы вытяну вперед
Слон он счастья запоет.
Полюбовались лягушата слоном и пошли к другой клетке, а там Белка.
Упражнение «Орешки»
Белка белка ты куда?
У меня сейчас страда.
Надо шишки запасать и орешки собирать
Не стали лягушата отвлекать белочку и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и лягушата увидели, что это… змея. Давайте изобразим змею!
Упражнение «Змея»
У змеи суровый вид
Иногда она шипит.
Тянет голову как гусь
Змейку эту не боюсь.
Видят лягушата, лошадка детей катает. Захотели и сами прокатиться: «Лошадка, покатаешь нас?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сели лягушата на лошадку, крикнули «но!» и поскакали. Давайте покажем, как лягушата катаются на лошадке.
Упражнение «Лошадка»
звонко цокают подковы
Пыль стоит столбом.
На лошадке Лягушата…
Радость всех кругом.
Вот и пришла пора возвращаться домой. А подарок маме? Лягушата надули несколько красивых воздушных шариков!
Упражнение на дыхание «Воздушный шар»
Вот их они маме подарят!