Елена Дмитриенко
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в коррекционных классах начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках по ознакомлению с математическими представлениями в коррекционных классах.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Темочки:
Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества активизировала внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство. Информатизация коррекционного образования пока не получила широкого распространения.
Одна из наиболее существенных причин такого положения дел – отсутствие целостной методики использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы.
Ни один из указанных документов не отражает специфику использования информационно-коммуникационных технологий в условиях специального коррекционного образовательного учреждения. В то же время опыт работы таких учреждений показывает возможность и, что главное, эффективность применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с глубокими нарушениями интеллекта.
При всем разнообразии форм информационно-коммуникационных технологий, используемых в практике работы специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида, чаще всего педагоги применяют на уроках мультимедийное сопровождение.
Мультимедийные средства, применяемые на уроках, помогают организовать самостоятельную учебную деятельность обучающегося, при этом частично разгружают преподавателя во время занятий и дает возможность уделить больше времени для индивидуальной работы.
Используя мультимедийное сопровождение на уроке, учитель-дефектолог в единый замысел объединяет свои действия с деятельностью обучающихся, имеющих глубокие и множественные интеллектуальные нарушения, делает его максимально коррекционно-развивающим.
При проектировании урока по ознакомлению с математическими представлениями педагог должен задуматься над тем, какие цели он преследует, для чего предназначен мультимедийный урок (мультимедийные средства обучения могут быть эффективны на уроках, имеющих разные цели) :
• Для изучения нового материала можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации
• для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
• для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
• для обобщения, систематизации знаний.
Следует определить, благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение урока по ознакомлению с математическими представлениями с применением мультимедийным презентаций не стало банальной данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы компьютерной технологии.
Определенный комплекс устной и наглядной информации превращает слайд в учебный эпизод – в относительно самостоятельную часть урока. Не может быть в мультимедийном уроке очень большого количества слайдов, оно должно примерно соответствовать количеству планируемых учебных эпизодов, для создания проблемные ситуаций на уроке и учебных задач.
Для обучающегося с глубокими нарушением интеллекта учебные цели должны превратиться в понятные ему учебные задачи; поэтому словесные компоненты-задания на слайдах должны присутствовать в виде глаголов, предполагающих законченность учебного действия: напиши, перечисли, выдели, покажи, выбери, сравни, назови, составь, реши.
Грамотное использование мультимедийное сопровождение на коррекционном уроке значительно усиливает его коррекционный эффект. Кроме того, урок с мультимедийным сопровождением при обучении детей с глубокими нарушением интеллекта имеет и ряд других преимуществ:
• Повышение интереса обучающихся к процессу обучения.
Психологи отметили, что у данной категории детей информация экрана монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса детей с глубокими и множественными нарушениями интеллекта.
• Усиление обучающего эффекта средствами мультимедиа. Можно не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления и т. д. стали более доступными, а учебный процесс проходил в более комфортных условиях для «особых» детей
• Открытие новых возможностей для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания для обучающихся специального коррекционного образовательного учреждения (реализация индивидуального подхода, постоянно следить за учебной ситуацией. Даже мимолетная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм.
• Традиционное ведение урока часто приводит к тому, что учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и прочее. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая психофизиологические особенности обучающихся с глубокими нарушением интеллекта.
• Мультимедийный урок позволяет использовать новые формы и виды учебной деятельности. У учащихся с нарушениями интеллекта появляется и активизируется частичная поисковая деятельность.
• Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.
• Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. Это особенно важно в коррекционном образовании, где не так много общих рекомендаций и каждая наработка индивидуальна.
• Повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме. Это также обеспечивает реализацию индивидуального подхода в обучении, его максимальный коррекционный эффект.
Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения это одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств. А также возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов, визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов и возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией обучающегося.
Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в коррекционном образовании.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. Возможность интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации.
Учет обозначенных преимуществ использования мультимедийного сопровождения на уроках в коррекционных классах в начальном звене образовательного учреждения, позволяет организовывать коррекционное образование на уровне, обеспечивающем успешную социализацию школьников с нарушением интеллекта в обществе.