Светлана Сафронова
«Прикоснись к природе всем сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Формирование эколого-нравственной культуры начинается с детства и продолжается всю жизнь. Поэтому большое значение приобретает экологическое воспитание.
Публикация «„Прикоснись к природе всем сердцем“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «У ребёнка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Целью моей работы по экологическому воспитанию является: формирование начал экологической культуры старших дошкольников. понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Для себя я поставила следующие задачи:
• Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
• Развивать представления, об опасных для природы действий человека;
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• природоохранное поведение.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существуют следующие формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой.
В разряд наиболее значимых методов ознакомления детей с природой выдвигается наблюдение. Оно важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности: труд по уходу за животными и растениями,
изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы.
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная деятельность
в процессе эксперимента:
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Успешно решать поставленные задачи помогает решать развивающая предметно-пространственная среда группы, которая состоит из разных элементов, каждый из них выполняет свою функциональную роль
- художественная литература;
- дидактические, настольно-печатные игры;
- наглядные пособия;
- картотеки игр экологического и природоведческого содержания;
- макеты;
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности;
- картотека опытов и экспериментов;
- уголок природы
Оптимальная реализация эколого – развивающей среды происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами природы.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую:
• анкетирование;
• консультации;
• досуги;
• родительские собрания;
• беседы;
• папки – передвижки.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Я заранее вывешиваем яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. И наши родители не остались равнодушными и приняли активное участие:
* в создании альбома «Сохраним природу» (о воспитании бережного отношения к природе);
* книжек-малышек с фольклорным материалом о природе;
* изготовлении поделок.
Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей.
Музыкальным руководителем был организован «Осенний праздник», задачами которого было:
Закреплять и расширять знания детей о приметах осени.
Развивать творческое воображение, память, внимание, речь.
Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через игры.
Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
В группе была проведена игра-викторина «Знатоки природы» по окончании которой детям были вручены сладкие подарки, а родителям был показан фотоотчет «Я в детском саду» и вручены благодарности за активную помощь в экологическом воспитании детей.
Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывается влияние на формирование детской личности.
Давайте, вместе с Вами, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и реки,
Это все для нас навеки!