Оксана Крюкова
«Приемы создания ситуации успеха у дошкольников.»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приемы создания ситуации успеха у дошкольников.»
Все, что перестает удаваться,
перестает и привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Создание ситуации успеха для детей любого возраста было актуально во все времена. Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Уилльям Глассер, Август Соломонович Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.
Публикация «„Приемы создания ситуации успеха у дошкольников,“» размещена в разделах
С психологической точки зрения успех –это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. При этом, ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её по-своему переживают дети, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Создание ситуаций успеха у дошкольников оказывает влияние не только на настроение, но и на качество обучения.
Существуют достаточно много приемов создания ситуации успеха.
В своей работе мы применяем наиболее эффективные.
Прием «Положительный эмоциональный настрой», через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь воспитателя:
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Приём «Эмоциональный всплеск». Существует много способов поддержать ребёнка на занятии. И для ребят гораздо ценнее слышать не просто стандартные фразы: «Хорошо!», «Молодец!», а эмоционально окрашенные высказывания. Слова воспитателя –конечно экспромт, но чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас таких фраз.
Прием «Умышленная ошибка». На занятии по ФЭМП умышленно допускается ошибка. Цель детей не просто заметить допущенную ошибку, но и доказать свою правоту. Это позволяет держать группу в тонусе, не просто смотреть на доску и слушать воспитателя, но и следить за ходом мысли, проверять каждое действие. Когда дошкольники доказывают правильность своего суждения, то на самом деле они испытывают радость успеха.
Прием «Обмен ролями». Этот прием используется с целью вовлечения детей в определенную социальную роль, это может быть роль педагога по физической культуре. Ребенок, который не очень любит занятия по физической культуре, взяв на себя роль педагога, будет стремиться правильно выполнять все упражнения. Таким образом у ребенка формируется уверенность в себе, интерес к занятию.
Прием : «Эмоциональное поглаживание». На занятии воспитатель, обращаясь ко всем детям, хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.
По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее адаптироваться в нем. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в любой деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления любых трудностей. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в преодолении трудностей - завтрашний успех в жизни.