Лидия Лемех
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-деятельностный подход
к организации образовательного процесса
на уроках русского языка в начальной школе.
Слайд 1.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые 10 лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения, не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. На сегодняшний день пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что старые методы обучения не позволяют обеспечить успешную адаптацию детей к жизни в современном обществе.
Публикация «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Я бы хотела сейчас обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на одну из самых актуальных тем современного образования: системно-деятельностный подход в современной системе образования. Слайд 2. Основная цель обучения по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их усвоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться.
Учитель должен не только понимать чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Слайд 3. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания.
Слайд 4. Образовательная программа, по которой я работаю, «Школа 2100» обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она адаптирована к стандартам второго поколения.
Использование системно-деятельностного подхода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия новых знаний». Для того, чтобы урок стал развивающим, нужно соблюдать определённую структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности ребёнка.
На уроке должна присутствовать мотивация к учебной деятельности. Я отказалась от традиционного организационного момента в пользу установления межличностного контакта с детьми. Это может быть необычное приветствие, отвлечённый факт, высказывание, вопрос, цитата, стихотворение. Слайд 5.
Например:
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)
Детей необходимо включать в предметную деятельность. Для этого предлагаются задания, создающие ситуацию успеха, которые поднимают эмоциональный настрой ребёнка.
Например:
Прослушав, как красиво звучат прилагательные в стихах Роберта Рождественского, ребята самостоятельно называют тему урока. Слайд 6.
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
А в следующем примере, разгадав кроссворд, дети находят ключевое слово, которое поможет самостоятельно определить тему урока.
Далее идёт анализ проблемной ситуации. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость. Слайд 7. Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, предлагаю школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока, созданию проблемных ситуаций на уроке. Слайд 8.
Например, 3 класс, тема «Сложные слова».
Задание: вставить пропущенную букву в слове г…лолёд.
При проверке выясняется, что одни вставили букву а, а другие – о.
- Как же решить эту проблему, как узнать, кто прав (Ребята предлагают свои варианты, пытаются применить правило. Учитель помогает решить проблему.) В русском языке в сложных словах между корнями пишется только соединительная гласная о, никогда нем пишется а. Данная схема облегчает восприятие правила. Слайд 9.
Слайд 10. Применяя данное правило, ребята выполняют задание: вставить пропущенные буквы в сложных словах – пар…ход, сад…вод, нос…рог, земл…коп.
Снова проблема: не знаем какую букву вставить в слове земл…коп – и или е? Ребята самостоятельно изобретают второе правило правописания сложных слов. А поможет изобрести новое правило – схема. Слайд 10 (добавить схему). (В сложных словах между корнями пишется только соединительная гласная е, никогда не пишется и.)
Слайд 11. Однако, в русском языке существуют и глаголы-исключения:
вертихвостка
горихвостка.
Выполнив упражнение из учебника, ребята столкнулись с новой проблемой: когда же пишется соединительная гласная о, а когда – е. Обращаю внимание детей на согласный, на который оканчивается корень.
Слайд 12. Далее ребята самостоятельно решили поставленную перед ними задачу: если корень оканчивается на твёрдый согласный – пишется о, на мягкий согласный – е. Слайд 13. В конце урока ребята самостоятельно изобрели ещё одно правило: после шипящих букв ж, ш пишется е.
лежебока
Слайд 14. 4-й класс, тема «Три склонения имён существительных».
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
Старая женщина волновалась о подруг… и дочер…
- Что можем сказать об окончаниях? (Возможно, одинаковые.) Какие? (Несколько вариантов дают дети. Учитель вставляет окончания.) Слайд 15 (дообавить окончания) Что заметили? (Окончания разные.) Какой вопрос возникает? (Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания) Таким образом ребята подошли к проблеме: отчего зависит правописание безударных окончаний имён существительных?
Слайд 16. 4-й класс, тема «Безударные окончания имён существительных».
Подойти к мысли о необходимости подбирать в качестве проверочного слова того же склонения помогает задание, построенное на «отрицательном» материале.
Вот как четвероклассники, применив новые знания, решили учебную задачу. Всё ли у них вышло верно?
У ежих… и ежа
Иглы, как у ёлки.
(у ежиха – у ежа)
- Вы согласны с такой проверкой? (У ежиха – так не говорят.) Допустим, не говорят. Но, может быть, так пишут – ведь выбор буквы доказан. (Дети не учли, что слово ёж – 1 скл., а ежиха – 2 скл.) Восклицательный знак на полях обостряет внимание детей, повышает их бдительность. Он означает: «Внимание: есть ошибки!».
Слайд 17. Возникает ещё один вопрос: какими проверочными словами пользоваться? На уроке мы пользуемся тремя словами, которые кажутся наиболее надёжными. Рука, плечо, грудь.
Итак, при такой организации обучения, ребёнок является не объектом (тем, кого учат, а субъектом учебной деятельности (тем, кто учится самостоятельно добывать знания).
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, ввожу на уроках русского языка более сложные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Одним из видов таких заданий, являются задания на группировку.
Слайд 18. Например, задание: сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь. В результате дети самостоятельно определяют, что предложенные слова группируются:
• По наличию звонких, глухих согласных.
• По родам.
• По склонениям.
• По наличию слогов.
• По наличию орфограмм.
Понимая значимость работы по усвоению правил русского языка, я ищу пути повышения качества обучения и часто использую в своей работе опыт педагогов-новаторов, работающих в области развивающего образования.
Слайд 19. Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила русского языка, использую следующие методы и приёмы работы:
• Развивающая игра,
• Творческий диктант,
• Использование схем,
• Составление плана,
• Приём словесной наглядности.
Приведу примеры применения некоторых из приёмов.
Слайд 20. Приём словесной наглядности включает использование различных грамматических сказок, загадок. Данный приём облегчает запоминание и увеличивает объём памяти. Всякое запоминание будет лёгким и привлекательным для детей, если оно опирается на интересные, занимательные темы, ритмику, стихи и т. д. Например, словарные слова легко запоминаются в таких сочетаниях: морковь с помидором, а картофель с капустой. КОСТя пришёл в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.
Слайд 21. Другой пример,
Если после корня – А,
В корне будет И всегла!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Слайд 22. Чтобы легче запомнить глаголы-исключения, мы учим стихотворение:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и смотреть,
И терпеть, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.
Слайд 23. Чтобы облегчить решение лексической задачи: правильно употребить глагол (надеть или одеть) в своей речи, обратимся к шуточному стихотворению:
Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Одеть, надеть…
Давай глядеть.
Кого одеть и кого надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но, я не думаю, что дед
На шубу может быть надет.
Слайд 24. Следующий приём: составление плана по содержанию изученного материала. Так, например, при изучении частей речи получается следующий план-опора:
Часть речи…
Обозначает…
Отвечает…
Например…
По мере изучения материала добавляем новые пункты:
Имеет (постоянные признаки)
Изменяется… (непостоянные признаки)
В предложении… (роль, член предложения)
Конечно, необходима на уроках и самостоятельная работа, и контрольные задания, но нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать на каждом этапе – не потому, что учитель этого требует, а потому, что мне это надо самому. Во время проверки умений и навыков использую дидактические тетради на уроке, и для самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.
Слайд 25. На этапе рефлексии учебной деятельности проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке. Учитель спрашивает у детей, какая цель была поставлена на уроке. Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли её. Яркие краски слайда- рефлексии направлены вызвать эмоциональный отклик у детей и помогают сформулировать своё впечатление об уроке.
Слайд 26. В заключении своего выступления, уважаемые коллеги, хочу сказать, что по мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Этот метод полезен и уместен везде, не только в начальных школах, но и в среднем и старшем звене, даже в высших учебных заведениях, где продолжают приобретаться знания.
Слайд 27. Спасибо за внимание!