Наталия Юданова
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
Публикация «Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Слайд 2. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Слайд 3
Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.
И актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Работа в данном направлении особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Слайд 4.
Сегодня я хочу вас познакомить с работой данного направления, которая ведется в нашем дошкольном учреждении. Первоочередная задача педагогов - это конечно же знакомство с нормативно - правовой базой, это вопрос был освещён раннее.
А мы работаем по следующим программам, внимание на слайд.
Прежде всего хочу сказать, что мы используем проектный метод планирования. Составляется годовой план по проектному планированию и каждый проект обязательно включает в себя задачи по патриотическому воспитанию. Различные формы и методы работы воспитатели включают в план работы практически каждодневно. Несомненно такой принцип работы имеет свои преимущества, так как работа по патриотическому воспитанию проводится систематически.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Слайд 5
Маленькому человечку сложно сразу понять, что такое Родина, патриот, и в связи с этим свою работу ведем последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) – к более сложному (город, страна).
Поэтому мы придерживаемся следующей системы работы по патриотическому воспитанию, которую мы начинаем реализовывать с младших групп:
Слайд 6.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества и первое понятие - это «Моя семья», который позволяет детям прикоснуться к истории своей семьи, к своим историческим корням.
В образовательной деятельности мы вместе с детьми выясняем, что такое понятие «семья», «семейный альбом», дети с удовольствием и интересом рассказывают о своих семьях, о маме и папе, о бабушках и дедушках, с увлечением рассматривают фотографии.
Слайд 7.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения и следующее понятие, которое даётся детям - «Мой дом – детский сад» - дети начинают знакомиться с детским садом, совершают путешествия по территории детского сада, Рассматривая здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, дети узнают о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, кто заботится о них каждый день в детсаду. Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Слаййд 8,9
В августе 2019 г был разработан и реализован творческий проект для детей дошкольного возраста, посвящённый дню рождения детского сада «Детский сад – наш дом». Работа по проекту помогла вовлечь в жизнь и традиции детского сада большое количество родителей и детей. Дети ближе познакомились с традициями детского сада. Итогом проекта стало празднование Дня рождения детского сада, начиная с утреннего приёма детей, раздачей эмблем праздника, общей зарядкой. После праздничного завтрака, был проведён общий праздник «Приключения в день рождении»
Слайд 10
Также уже стала доброй традицией поздравлять всех сотрудников и дарить им маленькие рукотворные подарки например проводилась акция «Дари добро»… или «День объятий»…
Слайд 11
Следующий блок - знакомство детей с родным краем и городом.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края.
Проводятся познавательные занятия, социальные акции, интерактивные викторины, экологические рейды, экскурсии по главным достопримечательностям, организуются выставки, отражающие культуру и быт казаков, оформляются стенды, собираются фото и видио материалы о знаменитых людях нашего города, пополняются мини музеи в группах. Знакомятся с историей возникновения Семикаракорска, государственными символами Ростовской области.
По данному направлению в этом учебном году, тоже был разработан исследовательско - творческий долгосрочный проект «Край родной любимая Донщина», посвящённый юбилею Семикаракорского района.
Слайд 12.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о Семикаракорском районе, его истории;
Был проведён спортивный праздник, который уже стал традиционным «Юные спортсмены Дона» - статья об этом мероприятии была размещена на официальном сайте Администрации Семикаракорского района.
Слайд 13
Следующий блок – страна, её столица, символика
В каждой группе создан уголок по патриотическому воспитанию. Дети знакомятся с государственными символами, столицей нашей страны, достопримечательностями России, памятниками, разными народами, которые заселяют нашу страну. Тут важно воспитать в ребёнке гуманное отношение к людям разных национальностей.
Слайд 14
С этой целью был разработан долгосрочный социально-педагогический проект «Шаг навстречу», с девизом «Мы разные, но мы вместе!», в рамках данного проекта педагогами ДОУ реализуются тематические недели и краткосрочные проекты.
Проводилась неделя Толерантности с 11.11. по 15.11
Слайд 15
Яркими мероприятиям стали «В гости к деду Берендею» - дети путешествовали по России и знакомились с разными народами, были организованы совместно с родителями акции «Река мира и добра», с целью пожеланий друг другу и окружающим, в течении всей недели проходила Акция «Оранжевое настроение», где ребята каждый день отмечали своё настроение, что позволяло улучшить настроение и эмоциональную атмосферу в течении дня в группах. Была выставка коллективных коллажей «Мы разные, но мы вместе!»
Следующие мероприятие - «Путешествие по разным странам» - а тут ребята закрепляли знания о соседних странах с Россией, об их традициях и обычаях. А итогом праздника стал обмен подарками, сделанными своими руками: браслеты дружбы и сердце доброты.
Слайд 16
В рамках этого проекта мы приняли активное участие в благотворительной акции «Миром правит доброта», посвящённому международному дню инвалидов, которая проводилась центром социальной помощи семьи и детям Семикаракорского района.
По итогам получили благодарственное письмо.
В данный момент реализуется тематическая неделя «Права ребёнка», приуроченная к дню конституции РФ. В рамках этой недели планируется следующая совместная деятельность – изготовление имени – визитки (право на имя, совместно с родителми составляется генеологическое древо, герб семей, изучение прав ребёнка, посредством сказок, итог – недели – совместная выставка рисунков, фото и коллажей «Наши права»
Слайд 17
Так же стали для нас постоянными праздниками - «День России», «День Российского флага».
Слайд 18
Следующий блок – это знакомство с Героическим прошлым. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, наша задача окружить вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали советские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
С помощью документальных фильмов и отрывков художественных фильмов о ВОВ расширяем знания детей об истории Великой Отечественной войне.
Рассказываем о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
С этой целью, в рамках долгосрочного проекта, разработан (начиная с февраля) цикл тематических недель, месячник посвящённый Великой Победе. Цель - подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Слайд 19, 20
А из опыта мы можем представить вашему вниманю следующие мероприятия:
посещения Музей СОШ №2 – узнаём о знаменитых земляках героях, о местах сражений в нашем районе, музей славы в РДК, проводим вечера, «Неделя памяти», включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны. Прослушивание грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов и детей войны.
Организуются выставки детско – родительских работ. И конечно же участие в параде детских садов района.
Слайд 21
По вопросам нравственно-патриотического воспитания мы тесно взаимодействуем с социальными партнёрами. Проводим встречи, тематические вечера, участвуем в благотворительных и социальных акциях согласно планов взаимодействия.
Слайд 22
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Слайд 23
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат. Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Слайд 24
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.