Алёна Шлее
Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол
Для родителей подготовительной группы на тему :
«Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников»
Цель:
Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Публикация «Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Психолог. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность.
Что же является важным в подготовке к школе?
Широко распространено понимание готовности к обучению в школе как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Однако такое мнение ошибочно: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения ребенка в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. – сигнал определенных интеллектуальных достижений ребенка (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности – это значит обладать такими психологическими способностями, которые позволят успешно осваивать эту деятельность.
Современная школа неизбежно ставит перед каждым своим учеником некоторые обязательные задачи и требует от него определенного уровня развития. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен к тому, чтобы принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, невзирая на трудности и неравномерность своих успехов. Он должен иметь способность рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки, и много чего еще. Школа развивает все эти способности, но это не означает, что первый класс начинается с «нуля». Ребенок, поступающий в школу, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.
Упражнение – дискуссия «Идеальный первоклассник»
Цель: осознание разницы между ожиданиями и реальностью.
Инструкция: Участникам предлагается назвать качества идеального первоклассника (черты характера, внешний вид) и записать их на листе ватмана. На втором листе родители записывают черты характера и поведения, присуще им в то время (какими они пришли в первый класс, какими были их реакции). Обсуждение, обмен чувствами.
Комментарий: разница между ожиданиями и реальностью очевидна. Идеальный образ первоклассника (аккуратный, собранный, ответственный, отличник и т. д.) далек о реального (растерянный, шаловливый, ошибающийся, веселый, любящий побегать, подраться и т. д.). Вывод: если отрицать реальность и стремиться к идеалу, то происходит невротизация и родителей, и ребенка.
Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»
Цели: через личный опыт увидеть и почувствовать разницу между идеальными представлениями о школьниках и реальностью; акцентировать внимание родителей на адекватности их ожиданий от поведения и реакции детей.
Инструкция: Участникам предлагается вспомнить себя в первом классе : какие были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха; кто им помогал, от кого они ждали помощи.
Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребенка в процессе обучения к концу первого полугодия. Выпуская зрелого дошкольника, а не готового школьника, мы не можем ждать от него совершенной готовности к школе. Стремясь к воспитанию самостоятельности, не стоит забывать о необходимости поддерживать ребенка, проявлять чуткость к его переживаниям.
Какие же способности необходимы для того, чтобы первоклассник научился учиться?
Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки. Во-вторых, первокласснику нужно умение работать по инструкции взрослого – произвольность. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. В - третьих, условием успешного принятия учебной деятельности служит желание быть школьником и учиться – школьная мотивация. Для этого Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Вопрос – ситуация.
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев на работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой шедевр и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего.
- И это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.
- И это хорошо, молодец. Ты у меня всё умеешь!
Мать считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш. Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за много дел. Лишь бы был занят. Вот пойдёт в школу, тогда…».
Какие ошибки, с вашей точки зрения, допускает мать? А как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое дело до конца.
Обобщение психолога.
Научить ребёнка доводить дело до конца – важная задача, стоящая перед родителями. Для этого нужно создать соответствующие условия: ребёнка не должно ничего отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий, требующих умственных усилий, взрослые смотрят телевизор, играют в компьютер или громко разговаривают. У ребенка должен быть Настрой на занятие. Подготовка рабочего места. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то сам так- же будет относиться к ней.
Следующее качество, которое должно присутствовать у ребенка это Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его до конца, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности,
• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры. Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Дети чрезвычайно склонны к обобщению и своих неудач, и своих успехов «Раз это не выходит, то значит и другое не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и это получится».
Слова родителей, которые могут сказать своим детям в поддержку «Неудачи и ошибки временны. Все могут ошибаться, даже взрослые. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты хорошо справлялся». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, но и на деле, в поведении родителей. В спокойном отношении к неудачам ребё нка: «не вышло, ничего, завтра попробуешь ещё раз, у тебя всё получится». В доброжелательном внимании, а не удивлённом или раздражё нном: «Вот же – можешь, когда захочешь? А я уж думала, что ты совсем ничего не соображаешь».
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Коммуникативная готовность
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
«Портрет» первоклассника, не готового к школе :
• чрезмерная игривость;
• недостаточная самостоятельность;
• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
• неумение общаться со сверстниками;
• трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
• недостаточное развитие произвольной памяти;
• задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Как помочь ребенку подготовиться к школе
На что надо обратить внимание…
Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.
Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Научите убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
А сейчас мы выполним с вами некоторые простые упражнения
Цель: помочь педагогам и родителям достойно пройти период начала обучения ребенка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
1. «Дорогие родители, педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- «Считаете ли вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье?»
- «Попадалась ли вам литература по подготовке ребенка к школе, вызвавшая ваш интерес?»
Итог: «Климат в семье должен быть благоприятным, нужно любить ребенка и дать ему об этом знать, нужно чаще заниматься с ним совместными делами, например читать ребенку сказки, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы, детское кино, дарить игрушки, играть с ним».
2. «Уважаемые родители! У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка :
- карточка синего цвета – сильное беспокойство;
- карточка желтого цвета – проявляется иногда;
- карточка зеленого цвета – отсутствует вообще;
Вопрос: «В чем вы видите проблему вашего беспокойства?»
«От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?»
Итог: «Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей». Я думаю, что со временем эти страхи должны пройти, так как это первый ваш опыт, а в первый раз вы знаете всегда страшно. Вы главное, свое беспокойство не показывайте детям.
3. «Уважаемые педагоги и родители, у вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители будущих школьников, а может быть кто-то из вас. Прочитайте и прокомментируйте, давайте порассуждаем:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе?»
- «Ты, наверное, будешь двоечником?»
- «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно…»
- «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте…»
Итог: «Провожая ребенка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином или за обедом. Я уверена, ты справишься, ты умничка, у тебя все получится, все будет хорошо!»