Папки-передвижки

Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников

Алёна Шлее
Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол

Для родителей подготовительной группы на тему :

«Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников»

Цель:

Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Публикация «Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников» размещена в разделах

Психолог. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность.

Что же является важным в подготовке к школе?

Широко распространено понимание готовности к обучению в школе как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Однако такое мнение ошибочно: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения ребенка в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. – сигнал определенных интеллектуальных достижений ребенка (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности – это значит обладать такими психологическими способностями, которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

Современная школа неизбежно ставит перед каждым своим учеником некоторые обязательные задачи и требует от него определенного уровня развития. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен к тому, чтобы принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, невзирая на трудности и неравномерность своих успехов. Он должен иметь способность рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки, и много чего еще. Школа развивает все эти способности, но это не означает, что первый класс начинается с «нуля». Ребенок, поступающий в школу, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.

Упражнение – дискуссия «Идеальный первоклассник»

Цель: осознание разницы между ожиданиями и реальностью.

Инструкция: Участникам предлагается назвать качества идеального первоклассника (черты характера, внешний вид) и записать их на листе ватмана. На втором листе родители записывают черты характера и поведения, присуще им в то время (какими они пришли в первый класс, какими были их реакции). Обсуждение, обмен чувствами.

Комментарий: разница между ожиданиями и реальностью очевидна. Идеальный образ первоклассника (аккуратный, собранный, ответственный, отличник и т. д.) далек о реального (растерянный, шаловливый, ошибающийся, веселый, любящий побегать, подраться и т. д.). Вывод: если отрицать реальность и стремиться к идеалу, то происходит невротизация и родителей, и ребенка.

Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»

Цели: через личный опыт увидеть и почувствовать разницу между идеальными представлениями о школьниках и реальностью; акцентировать внимание родителей на адекватности их ожиданий от поведения и реакции детей.

Инструкция: Участникам предлагается вспомнить себя в первом классе : какие были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха; кто им помогал, от кого они ждали помощи.

Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребенка в процессе обучения к концу первого полугодия. Выпуская зрелого дошкольника, а не готового школьника, мы не можем ждать от него совершенной готовности к школе. Стремясь к воспитанию самостоятельности, не стоит забывать о необходимости поддерживать ребенка, проявлять чуткость к его переживаниям.

Какие же способности необходимы для того, чтобы первоклассник научился учиться?

Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки. Во-вторых, первокласснику нужно умение работать по инструкции взрослого – произвольность. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. В - третьих, условием успешного принятия учебной деятельности служит желание быть школьником и учиться – школьная мотивация. Для этого Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Вопрос – ситуация.

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев на работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой шедевр и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего.

- И это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.

- И это хорошо, молодец. Ты у меня всё умеешь!

Мать считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш. Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за много дел. Лишь бы был занят. Вот пойдёт в школу, тогда…».

Какие ошибки, с вашей точки зрения, допускает мать? А как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое дело до конца.

Обобщение психолога.

Научить ребёнка доводить дело до конца – важная задача, стоящая перед родителями. Для этого нужно создать соответствующие условия: ребёнка не должно ничего отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий, требующих умственных усилий, взрослые смотрят телевизор, играют в компьютер или громко разговаривают. У ребенка должен быть Настрой на занятие. Подготовка рабочего места. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то сам так- же будет относиться к ней.

Следующее качество, которое должно присутствовать у ребенка это Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

• способностей ставить перед собой цель,

• принять решение о начале деятельности,

• наметить план действий,

• выполнить его до конца, проявив определенные усилия,

• оценить результат своей деятельности,

• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры. Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Дети чрезвычайно склонны к обобщению и своих неудач, и своих успехов «Раз это не выходит, то значит и другое не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и это получится».

Слова родителей, которые могут сказать своим детям в поддержку «Неудачи и ошибки временны. Все могут ошибаться, даже взрослые. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты хорошо справлялся». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, но и на деле, в поведении родителей. В спокойном отношении к неудачам ребё нка: «не вышло, ничего, завтра попробуешь ещё раз, у тебя всё получится». В доброжелательном внимании, а не удивлённом или раздражё нном: «Вот же – можешь, когда захочешь? А я уж думала, что ты совсем ничего не соображаешь».

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Коммуникативная готовность

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе :

• чрезмерная игривость;

• недостаточная самостоятельность;

• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

• неумение общаться со сверстниками;

• трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

• недостаточное развитие произвольной памяти;

• задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь ребенку подготовиться к школе

На что надо обратить внимание…

Самостоятельность.

Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

А сейчас мы выполним с вами некоторые простые упражнения

Цель: помочь педагогам и родителям достойно пройти период начала обучения ребенка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

1. «Дорогие родители, педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- «Считаете ли вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье

- «Попадалась ли вам литература по подготовке ребенка к школе, вызвавшая ваш интерес?»

Итог: «Климат в семье должен быть благоприятным, нужно любить ребенка и дать ему об этом знать, нужно чаще заниматься с ним совместными делами, например читать ребенку сказки, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы, детское кино, дарить игрушки, играть с ним».

2. «Уважаемые родители! У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка :

- карточка синего цвета – сильное беспокойство;

- карточка желтого цвета – проявляется иногда;

- карточка зеленого цвета – отсутствует вообще;

Вопрос: «В чем вы видите проблему вашего беспокойства?»

«От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?»

Итог: «Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей». Я думаю, что со временем эти страхи должны пройти, так как это первый ваш опыт, а в первый раз вы знаете всегда страшно. Вы главное, свое беспокойство не показывайте детям.

3. «Уважаемые педагоги и родители, у вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители будущих школьников, а может быть кто-то из вас. Прочитайте и прокомментируйте, давайте порассуждаем:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе?»

- «Ты, наверное, будешь двоечником?»

- «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно…»

- «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте…»

Итог: «Провожая ребенка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином или за обедом. Я уверена, ты справишься, ты умничка, у тебя все получится, все будет хорошо!»

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность ДОУ и школы при подготовке детей к обучению в школе» Уважаемые родители! Через год ваш ребенок переступит порог школы, и уже сейчас перед Вами возникают вопросы: -Как подготовить ребенка к.

Для родителей будущих первоклассников Родительское собрание. Тема: Готовность к школе. Сам термин «школьная готовность» появился не так давно, в 80е годы прошлого века. До этого.

Готовы ли к школе родители будущих первоклассников? Готовы ли к школе родители будущих первоклассников? Перед поступлением в 1 класс мы часто говорим о готовности детей к школе, забывая о.

Консультация-беседа для будущих первоклассников и их родителей «Что и как мы носим за спиной» Тема : «Что и как мы носим за спиной?» Цель : привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки; воспитывать стремление иметь хорошую.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников • Научите ребенка содержать в порядке свои вещи. (Успехи в учебе во многом зависят от того,.

В помощь родителям. Примерный тест для будущих первоклассников 1. Как тебя зовут? 2. Когда ты родился (полностью дата рождения). 3. Какое это время года, назови признаки этого времени года (могут спросить,.

Рекомендации родителям будущих первоклассников Рекомендации родителям будущих первоклассников. Вот и подросли мои малышки. Скоро им идти в школу. Что же хочется сказать родителям: основная.

Рекомендации родителям будущих первоклассников От того,как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития,будет зависеть успешность его вхождения в режим школьной жизни,его.

«Скоро в школу». Рекомендации для родителей будущих первоклассников Скоро ваши дети пойдут в школу, и каждый из Вас хотел, чтобы его ребенок был, как можно лучше подготовлен к школе. Поступление в школу –.

Советы родителям будущих первоклассников Советы родителям будущих первоклассников. Редкий первоклассник пойдёт в школу, не имея престижного ранца. Сделайте поход за покупками для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 19:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Шлее (УИ 376592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД