Петрова Ольга
«Прекрасный праздник — Благовещение!» Проект для детей подготовительной к школе группы по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Руководители проекта: воспитатель Петрова О. С.
музыкальный рук-ль: Пушкина И. А
рук-ль программы дополнительного образования “Родник души» Гуторова Г. Д.
Проект для детей подготовительной к школе группы по духовно-нравственному воспитанию
Публикация «„Прекрасный праздник — Благовещение!“ Проект для детей подготовительной к школе группы по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
«Прекрасный праздник – Благовещение!»
Пояснительная записка
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, вступает в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Актуальность. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования в единстве сознания и поведения дошкольника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность дошкольников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений
Организация образования и воспитания детей происходит в образовательном учреждении и в семье. Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа происходит не только при изучении этих традиций на занятиях, а в процессе всех видов детской деятельности, уклада детской жизни.
Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников», воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, близкими, детьми, взрослыми. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственными христианскими заповедями — значит исправить и предупредить негативные проявления / порочные наклонности ребенка в будущем.
Освоение традиций детьми дошкольного возраста происходит через воссоздание характерного для русского народа уклада детской жизни, определяющего и содержание общения, и особенности организации деятельности детей на занятиях и в свободное время. Курс занятий с детьми предполагает использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения.
Проблема (см. приложение 1)
. Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси?
Цель.
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию познавательной,художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие
(см. приложение 2):
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
Развивающие
:
- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
2. Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;
3. Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
Участники проекта:
дети группы «Колобок» №2 (возраст 6-7 лет, воспитатель Петрова О. С. ,родители, музыкальный руководительПушкина И. А руководитель программы дополнительного образования “Родник души» Гуторова Г. Д.
Тип проекта
: познавательно-творческий
Продолжительность проекта
: 1 месяц (март)
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно - речевое развитие.
• Тематическое занятие “Светлый православный праздник весны”.
• Задушевные беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо - этот храм!”, “Что такое иконы?”.
• Виртуальная экскурсия в Храмы города Вязьмы
• Чтение художественных произведений:
“Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А. С. Пушкин; “Гуси-лебеди” Русская народная сказка, “Благовещение” С. Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.
• Рассказывание на тему: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый православный праздник моей семьи”, “Что я видел в храме”.
• Заучивание стихотворений: “Птичка” А. С. Пушкин, “Благовещение” С. Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.
• Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, хоровод, вестник, Иисус, младенец, аналой
• Разучивание русских народных песен: “, “Ой бежит ручьём вода”, “ “Веночек”, «Мы весняночку поём»
Художественно - творческая деятельность.
• Занятие по изодеятельности “Птички - невелички!”
• Рисование: “Встречаем весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм”
• Аппликация “Птицы”
• Объемная поделка из бумаги “Голуби”
• Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”
• Рассматривание иконы праздника.
• Слушание духовной музыки в аудиозаписи
• Работа с православным календарём
1. Игровая деятельность.
• Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”, “Деревенский дворик”.
• Подвижные игры: “Гори. гори ясно?”, “Гуси-гуси”.
• Хороводные игры: “Тетёрка”, “Веночек”, “Растяпа»
• Сюжетно- ролевые игры: “Семья”, “Птичий рынок”.
1. Работа с родителями.
• Выставка рисунков “С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес”
• Консультация для родителей “Благовещение пресвятой Богородицы»”
• Заметка на информационном православном стенде «История праздника «Благовещение»
•
Приложение 1
Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы! Встреча весны» в подготовительной группе №2 «Колобок»
Цель:
формирование представления детей о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы
Задачи:
1. обучающая:
- Познакомить с евангельским рассказом о Благовещении Пресвятой Богородицы
2. развивающая:
- Развивать речь, память, внимание детей
3. воспитательная:
- Воспитывать любовь к другим людям
Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, видео фильм «Благовещение Пресвятой Богородицы», детские хороводные песни И. Кишко “Ой, бежит ручьём вода, «Весна идет», платочек, поделки голубей.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня праздник Благовещение, встречаем весну. Вот и кончилась зима, в гости к нам пришла весна!
Солнце стало греть теплее, дни становятся длиннее.
На дворе звенит капель, праздник будет веселей!
Ребята, скажите, как весну встречали на Руси в старину?
Дети: Пели песни о весне, водили хороводы, кричали заклички, играли в весёлые игры.
Ведущий: Давайте и мы споем веселую песню. Поможем солнышку растопить снега.
Песня «Весна – красна» (ведут хоровод и поют)
1)Посмотри какое небо голубое.
От чего так птицы весело поют.
К нам идет царица - красная девица,
Все её весной ласково зовут.
Припев:
Весна - красна идёт и песенку поёт.
А в песенке свирель -
Весёлая капель. / 2 раза
Ля-ля-ля…
2)Солнышко сияет, лучики играют.
В лужицах прозрачных пляшут и поют.
К нам идёт царица - красная девица,
Все её весной ласково зовут
Припев: / 2 раза
Дети выходят на середину и начинают читать стихи
Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Она природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув,
Она сугробы растопила
И сразу же не отдохнув,
Ручьям дрогу проложила.
Потом, как-будто дирижер,
Она учила петь капели.
И их веселый звонкий хор
Поет которую неделю.
Уж верба вся пушистая
Раскинулсась кругом:
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Дети садятся
Вед. На Руси Весну встречали 7 апреля, на Благовещение. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице.
Показ презентации: «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Просмотр видеоряда икон праздника
Ведущая: ребята, споём песню о Пресвятой Деве Марии
Песня «В Галиллейских землях…»
Дети читают стихи
«Особый праздник есть»
К нам всем пришла благая весть –
Такой особый праздник есть,
Что Благовещеньем зовется,
Пусть вам удача улыбнется.
Вас поздравляем с этим днем,
Пусть все чудесно будет в нем,
Удачи вам и доброты,
И в жизни вечной красоты
«Пусть Благовещенье придет»
Пусть Благовещенье придет
И вам здоровье принесет,
Пускай Господь благословит,
Пускай за все вознаградит.
Живите весело всегда,
Чтоб не пришла к вам в дом беда,
Чтоб скука чуждой вам была,
И радость вас найти смогла!
Ксюша. Солнечные лучики играют
С облаками, лесом и рекой.
Праздник нынче. Я вас поздравляю
С этим небом, с миром, с добротой!
Отовсюду пусть благие вести
В дом ваш без задержки поспешат,
А удача с теплотою вместе
Не позволят двигаться назад!
Звон колоколов в записи
Весна (входит под звон колоколов) Здравствуйте, люди добрые (кланяется) На Руси меня - Весну встречали 7 апреля, на Благовещение. Стих про весну, народные приметы.
Ведущий:В старину в этот день пели веснянки – песни, которыми зазывали весну, и играли в игры,чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.
Давайте же и мы с вами поиграем, чтобы солнышко светило ярче, было теплым и ласковым в этот светлый день Благовещения.
1. Игра «Гори, гори ясно» нечетное кол во (дети стоят парами, в начале колонны стоит один человек с платочком, дети из последней пары подбегают и должны сорвать платок, кто сорвал – тот и становится ведущим, другие дети образуют пару и становятся первыми (Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят).
2. Следующая наша игра на силу, проверим кто из вас лучше кашу кушает. Игра «Перетягивание каната»
3. Игра «Растяпа»
4. Игра «Тетёрка» (Тетерка шла, маховая шла Шла по удалью, по за удалью Сама прошла, всех детей провела Самого хорошего оставила.) Дети цепочкой проходят через «ловушку» (круг, где 3-4 человека, когда песню допевают, то ловушка закрывается, дети опускают руки. В ловушку становятся все, кто попался.
ПОСЛЕ ИГРЫ ДЕТИ ВСТАЛИ ПОЛУКРУГОМ
Весна: А вы знаете, что на Благовещенье народ водил вокруг огня хороводы, кричали заклички - звали перелётных птиц. А звали птиц за тем, чтобы они принесли Богу людские молитвы. Ребята, давайте и мы с вами жаворонков позовем.
Жаворонки прилетали (машут руками)
Весну красну отмыкали (вращательные движения щепотью правой руки на ладони левой)
Серы снеги покатились. (волнообразные движения руками перед собой)
В речках воды появились (разводят руки в стороны)
Вы не троньте песок (грозят пальцем)
Не тупите носок.
Пригодится ваш носок (стучат указательным пальцем по ладошке)
На овсяный колосок.
Весна: С праздником поздравляю!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Весна прощается и уходит.
Ведущий: Ребята, вот и мы с вами весну встретили, отпраздновали Благовещение, но чего-то не хватает. Есть такая добра традиция выпускать голубей на улице, потому что голубь символизирует Святой Дух. Мы выпускать голубей не будем, а просто подарим поделки голубей своим воспитателям, няням, своим друзьям, кому хотите, чтобы у них тоже всегда была Божья благодать.