МААМ-картинки

«Предшкольное» образование: учеба или игра?

Ирина Ленькина
«Предшкольное» образование: учеба или игра?
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:

В статье рассматриваются подходы к организации подготовки детей к школе. Методы и приемы развития предпосылок адекватного отношения к учебной деятельности.

Ключевые слова: «предшкольное» образование, психологическая готовность, инте6ллектуальная готовность, «зона ближайшего развития».

Публикация «„Предшкольное“ образование: учеба или игра?» размещена в разделах

На сегодняшний день приоритетным направлением российского образования стало выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования реализуется в различных формах, но должно представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания старших дошкольников, выполняющих функции социальной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки к школе. Речь идёт о формировании нового статуса дошкольного образования. Очевидно, этому должна предшествовать комплексная научно – практическая работа, которую не обходимо одновременно разворачивать на социальном, экономическом, правовом, организационно – управленческом и методическом уровне. Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в специально созданных условиях. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные предметы. Ошибочно бытует мнение, что готовность детей к школе определяется умением читать, писать и считать.

Успешность перехода ребёнка из детского сада в начальную школу в большой степени зависит от его психологической подготовки к новому типу ведущей деятельности в школьный период – учебной. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются качества, являющиеся предпосылкой его развития в начальном школьном возрасте, ведь ученика ждет напряженный труд: ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания.

Первокласснику порой трудно сосредоточиться на уроках. Чтобы сделать это, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Именно поэтому о формировании этих волевых качеств также следует позаботиться еще в дошкольный период. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности как раз и закладывается в период дошкольного детства, точнее – в играх. Решающее значение имеют игры по правилам (дидактические – по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, игры по ФЭМП, по экологии; подвижные с ходьбой, бегом, прыжками, игры – состязания и др.). Именно в них ребёнок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся внутренними, непринудительными. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научится подчинять его определенной задаче. При переходе к школьному обучению – это учебные задачи. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Интеллектуальная готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, уметь самостоятельно делать умозаключения, действовать по намеченному плану, проявлять инициативу, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребёнку высокий уровень обучаемости. Способен ли к этому дошкольник? Да, способен. Нужно, чтобы обучение уже в дошкольный период было не только информативным, но и развивающим. И очень важно, чтобы педагоги и родители ориентировались на «зону ближайшего развития» ребёнка, т. е. на то, что он сначала может сделать лишь с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно – ролевой игре. Поэтому мы создаем в детском саду условия для спонтанной творческой игры. Весь спектр сюжетно – ролевых игр и игрушки – заместители представлены в группах. Воспитатели, развертывая такие игры, как «Школа», «Театр» и др., стимулируют и развивают дошкольников.

Также одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуально – досуговые игры. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Познавательные досуги способствуют развитию познавательных психических процессов. Учитывая большую значимость интеллектуально – досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры – досуги по типу современных телевизионных интеллектуальных передач – таких как «Сто к одному», «Что, где, когда?», «О, счастливчик».

Интеллектуальные игры способствуют формированию умения самостоятельно мыслить, приобретать необходимые знания – всё это обеспечивает успешную подготовку детей к школе.

Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы :

1. Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности ребёнка, его желании учиться и достигать значимых целей, готовность работать в коллективе.

2. Именно дошкольное учреждение способно обеспечить оптимальный путь предшкольной подготовки, так как в них работают психологи;

Уровень профессиональной компетентности педагогов позволяет использовать широкий спектр методов и приемов личностно – ориентированного образования.

Список литературы:

1. Воспитатель ДОУ №10/2009. – ООО ТЦ Сфера – 112 с.

2. Развитие содержания дошкольного образования в современных социокультурных условиях. – Г. Г. Григорьева, В. Р. Попова, О. В. Гурова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 368с.

3. Методист ДОУ №15/2015. – ООО ТЦ Сфера – 126с.

Публикации по теме:

«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.

Дидактическая игра «Собери цветок» или делим слова на слоги, играя.Дидактическая игра «Собери цветок» или делим слова на слоги, играя. Есть много игр и упражнений, методических приёмов, которые педагоги используют во время обучения детей слоговому анализу. Я расскажу об.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» или «Найди пару»Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» или «Найди пару» Цель игры: научить детей различать деревья по листве; знать, как называются деревья. Задачи: •Познакомить детей с деревьями – рассказать,.

Игра-квест «Путешествие в сказку, или Проказы Бабы-Яги» Задачи: 1. Упражнять детей создавать из частей целое. 2. Развивать умение узнавать сказку по заданию. 3. Закрепить умения сравнивать форму.

Игра по развитию речи «Следопыты, или чьи это следы петляют?»Игра по развитию речи «Следопыты, или чьи это следы петляют?» Цель игры Активизировать словарный запас, научить образовывать притяжательные прилагательные (чей? чья? чьи). Начало работы Материал распечатать,.

Игра — эксперимент с детьми второй младшей группы «Поплывет или утонет».Игра — эксперимент с детьми второй младшей группы «Поплывет или утонет». Игра – эксперимент с детьми второй младшей группы «Поплывет или утонет». Программные задачи: Изучение свойств лёгких и тяжёлых предметов.

Квест-игра для дошкольников подготовительных к школе групп «Сокровища старого пирата, или 10 записок безопасности ПДД»Квест-игра для дошкольников подготовительных к школе групп «Сокровища старого пирата, или 10 записок безопасности ПДД» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха детский сад № 2 «Непоседы» Московская область,.

Квест игра для воспитателей «Играть или не играть» «Играть или не играть» Квест игра для педагогов. Цель: Проследить влияние среды на развитие сюжетно-ролевой игры. Обсудить какие условия.

Психологическая игра «Образование Галактики» Задачи: • дать возможность педагогам в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом; • мотивировать.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Предшкольное» образование: учеба или игра?
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 08:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Предшкольное» образование: учеба или игра?» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ленькина (УИ 393708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД