Лучший педагог года

Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью

Апонасюк Наталья
Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема.

Публикация «Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью» размещена в разделах

Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии.

С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.

Созданная коррекционная предметно-развивающая среда ДОУ полностью подходит под определение, данное авторами Концепции дошкольного воспитания - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.

Общедидактические принципы:

дистанции, позиции при взаимодействии;

активности, самостоятельности, творчества;

стабильности—динамичности;

комплексирования и гибкого зонирования;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

открытости—закрытости;

учета половых и возрастных различий детей.

Организация предметной коррекционно – развивающей среды является необходимым условием для формирования познавательной деятельности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Дети с интеллектуальной недостаточностью чувствуют себя комфортно в привычной обстановке, среди знакомых предметов и игрушек и получают подлинное удовольствие от деятельности тогда, когда действуют с привычными, хорошо известными предметами и игрушками, действиями с которыми уже овладели. Эту особенность необходимо учитывать при организации пространственно – развивающей среды, и любое ее изменение, связанное с привнесением новых элементов, можно осуществлять только после того, как дети познакомятся с новым предметом, игрушкой или игрой и научатся действовать с ними. Вместе с тем возможность вносить изменения, хотя и не очень значительные, должна обязательно существовать.

В группе следует иметь достаточный ассортимент игрушек и пособий, обеспечивающий возможность одновременного участия всех детей и разнообразие игр.

Пространство необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр, отдыхать и т. п.

Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют особой красочности игрушек и наглядности в уголках, простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения того или иного уголка или игры.

Необходимым условием для создания у детей с нарушением интеллекта познавательного интереса к образным заданиям является их объединение в единый тематический комплекс. Таким образом, слабое воображение получает материальную основу для выполнения разнообразных действий, развивающих наглядно – образную сторону мышления.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых уголков самих детей, вместе с ними распределять и расставлять игрушки с одновременным их обыгрыванием, называнием, вызывая при этом эмоциональное отношение к ним.

Региональный компонент в предметно-развивающей среде.

В жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра становится ведущей деятельностью, обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Поэтому обязательно в каждой группе для детей с проблемами в интеллектуальном развитии необходимо организовать игровой уголок.

Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующего персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.

Формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о себе, об окружающем природном и социальном мире является необходимым элементом их обучения и развития.

Ознакомление дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы. Для знакомства детей с литературными персонажами и сказочными героями, для установления причинно-следственных связей в произведениях, для обогащения словарного запаса, развития памяти и связанной речи создаются «Книжные уголки».

Таким образом, коррекционная предметно-развивающая среда ДОУ опирается на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Педагоги активно и творчески преобразуют среду; включают детей в создание и украшение среды; обучают навыкам проектирования среды; привлекают родителей в обогащение среды. Предметно-развивающая среда ДОУ представляет собой систему, отвечающей определенному возрасту и содержанию деятельности, целям воспитания, обучения и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда .

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью
Опубликовано: 21 июня 2021 в 07:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Апонасюк Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД