Апонасюк Наталья
Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема.
Публикация «Предметно-развивающая среда в коррекционной работе с дошкольниками с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии.
С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.
Созданная коррекционная предметно-развивающая среда ДОУ полностью подходит под определение, данное авторами Концепции дошкольного воспитания - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.
Общедидактические принципы:
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества;
стабильности—динамичности;
комплексирования и гибкого зонирования;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
открытости—закрытости;
учета половых и возрастных различий детей.
Организация предметной коррекционно – развивающей среды является необходимым условием для формирования познавательной деятельности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Дети с интеллектуальной недостаточностью чувствуют себя комфортно в привычной обстановке, среди знакомых предметов и игрушек и получают подлинное удовольствие от деятельности тогда, когда действуют с привычными, хорошо известными предметами и игрушками, действиями с которыми уже овладели. Эту особенность необходимо учитывать при организации пространственно – развивающей среды, и любое ее изменение, связанное с привнесением новых элементов, можно осуществлять только после того, как дети познакомятся с новым предметом, игрушкой или игрой и научатся действовать с ними. Вместе с тем возможность вносить изменения, хотя и не очень значительные, должна обязательно существовать.
В группе следует иметь достаточный ассортимент игрушек и пособий, обеспечивающий возможность одновременного участия всех детей и разнообразие игр.
Пространство необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр, отдыхать и т. п.
Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют особой красочности игрушек и наглядности в уголках, простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения того или иного уголка или игры.
Необходимым условием для создания у детей с нарушением интеллекта познавательного интереса к образным заданиям является их объединение в единый тематический комплекс. Таким образом, слабое воображение получает материальную основу для выполнения разнообразных действий, развивающих наглядно – образную сторону мышления.
Целесообразно привлекать к оформлению игровых уголков самих детей, вместе с ними распределять и расставлять игрушки с одновременным их обыгрыванием, называнием, вызывая при этом эмоциональное отношение к ним.
Региональный компонент в предметно-развивающей среде.
В жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра становится ведущей деятельностью, обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Поэтому обязательно в каждой группе для детей с проблемами в интеллектуальном развитии необходимо организовать игровой уголок.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующего персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.
Формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о себе, об окружающем природном и социальном мире является необходимым элементом их обучения и развития.
Ознакомление дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы. Для знакомства детей с литературными персонажами и сказочными героями, для установления причинно-следственных связей в произведениях, для обогащения словарного запаса, развития памяти и связанной речи создаются «Книжные уголки».
Таким образом, коррекционная предметно-развивающая среда ДОУ опирается на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Педагоги активно и творчески преобразуют среду; включают детей в создание и украшение среды; обучают навыкам проектирования среды; привлекают родителей в обогащение среды. Предметно-развивающая среда ДОУ представляет собой систему, отвечающей определенному возрасту и содержанию деятельности, целям воспитания, обучения и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья.