Получи документы

Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста

Марина Иванова
Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Публикация «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют умению вступать в диалог.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей. Центральное место в этом занимает педагог. Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира, обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.

Большое значение в речевом развитии, конечно, оказывают и родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество детского сада и родителей в вопросах воспитания и образования.

Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно- развивающей среде.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Так, в своей работе предметно-пространственную среду я рассматриваю как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов и развития речевой активности.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Создавая развивающую среду группы, стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяю центры организации определенного вида деятельности.

Центр «Речевого развития» или «Речевичок».

Основные задачи центра «Речевичок» :

1. Развитие словаря ребёнка

2. Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

3. Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

4. Воспитание звуковой культуры речи (развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)

5. Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом)

Наполняемость центра «Речевичок» полностью зависит от педагога. Так мы вместе с Зиминой Оксаной Юрьевной обновили и обогатили содержимое центра речевого развития.

Оборудование центра «Речевичок» :

-лэпбуки по развитию речи

-картотека речевых игр

--наглядно-дидактическое пособие «Правильно-неправильно»

-логопедические кубики

- серии картинок «Составляем и рассказываем»

-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики

- альбом по развитию речи «Говорим правильно»

-сборники считалок, скороговорок, загадок

- мягкие магнитные буквы

Кроме того, у нас в группе отдельно есть книжный центр

Где дети знакомятся с художественной литературой, писателями.

Стараемся наполнять книжный центр, в соответствии с программой и интересами детей.

Важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи играет центр театрализации

Ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. У нас в группе в уголке театрализации представлены настольный, кукольный, пальчиковый, магнитный театр, театр на ложках и т. д.

Центр «Изодеятельности»

Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

Центр «Конструирования»

Для развития речевой активности большое значение имеет конструктивная деятельность. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества. Играя, созидая что-то новое, дети общаются, развивают коммуникативные навыки.

Центр «Сюжетно-ролевых игр»

Сюжетно-ролевая игра оказывает огромное значение в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: детям нужно выбрать место для игры, выбрать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. У нас в группе представлены центры сюжетно-ролевых игр : «Магазин», «Больница», «Кухня», «Салон красоты».

Центр «Профориентации»

Центр профориентации формирует у дошкольников представления о мире профессий, активизируя словарный запас, поддерживая познавательный интерес к людям труда. Играя в профессии, дети развивают речевые навыки, умение логически мыслить.

Подводя итог, хочется сказать, что все эти центры есть в каждой группе. Педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых центров позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметно-развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Практика подсказывает: полностью заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию речевой деятельности, а также познавательной, двигательной и творческой активности.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-развивающая среда. Центр математического развитияПредметно-развивающая среда. Центр математического развития Центр математического развития имеет важные развивающие функции. Задачами центра математики является: целенаправленное формирование.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2022 в 13:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД