Марина Иванова
Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют умению вступать в диалог.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей. Центральное место в этом занимает педагог. Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира, обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.
Большое значение в речевом развитии, конечно, оказывают и родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество детского сада и родителей в вопросах воспитания и образования.
Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно- развивающей среде.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Так, в своей работе предметно-пространственную среду я рассматриваю как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов и развития речевой активности.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.
Создавая развивающую среду группы, стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяю центры организации определенного вида деятельности.
Центр «Речевого развития» или «Речевичок».
Основные задачи центра «Речевичок» :
1. Развитие словаря ребёнка
2. Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
3. Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
4. Воспитание звуковой культуры речи (развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)
5. Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом)
Наполняемость центра «Речевичок» полностью зависит от педагога. Так мы вместе с Зиминой Оксаной Юрьевной обновили и обогатили содержимое центра речевого развития.
Оборудование центра «Речевичок» :
-лэпбуки по развитию речи
-картотека речевых игр
--наглядно-дидактическое пособие «Правильно-неправильно»
-логопедические кубики
- серии картинок «Составляем и рассказываем»
-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики
- альбом по развитию речи «Говорим правильно»
-сборники считалок, скороговорок, загадок
- мягкие магнитные буквы
Кроме того, у нас в группе отдельно есть книжный центр
Где дети знакомятся с художественной литературой, писателями.
Стараемся наполнять книжный центр, в соответствии с программой и интересами детей.
Важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи играет центр театрализации
Ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. У нас в группе в уголке театрализации представлены настольный, кукольный, пальчиковый, магнитный театр, театр на ложках и т. д.
Центр «Изодеятельности»
Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.
Центр «Конструирования»
Для развития речевой активности большое значение имеет конструктивная деятельность. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества. Играя, созидая что-то новое, дети общаются, развивают коммуникативные навыки.
Центр «Сюжетно-ролевых игр»
Сюжетно-ролевая игра оказывает огромное значение в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: детям нужно выбрать место для игры, выбрать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. У нас в группе представлены центры сюжетно-ролевых игр : «Магазин», «Больница», «Кухня», «Салон красоты».
Центр «Профориентации»
Центр профориентации формирует у дошкольников представления о мире профессий, активизируя словарный запас, поддерживая познавательный интерес к людям труда. Играя в профессии, дети развивают речевые навыки, умение логически мыслить.
Подводя итог, хочется сказать, что все эти центры есть в каждой группе. Педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых центров позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметно-развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Практика подсказывает: полностью заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию речевой деятельности, а также познавательной, двигательной и творческой активности.