Любовь Колмакова
Предметная среда и ее влияние на человека
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная среда и ее влияние на человека
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие.
Публикация «Предметная среда и ее влияние на человека» размещена в разделах
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно - во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 - 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений. Обращается внимание на то, что пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.
В 1970 - 1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека, организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует количественную сторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается «отдельность», в других - тесный контакт. Нарушение оптимальности во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.
Устанавливается, что персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я - другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже XIX - XX вв., становление понятий «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», в другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось.
В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него : материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды» : не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений»
Работы Г. Н. Пантелеева - это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей среды как пространственно-предметной организации участка, которая строится на принципах педагогической содержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видах деятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиенических требований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значение такой среды - приобщение детей к созданию эстетически значимого пространства, систематическое ознакомление с его экологическими достоинствами.
Принципы создания предметно-развивающей среды, выдвигаемые исследователями, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие учителя с детьми, обеспечивающие активное поведение учащихся, проявление у них творчества и самостоятельности. Эти принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой - его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам.
Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.
Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.
В основу психолого-педагогической концепции развивающей среды, разработанной С. Л. Новоселовой, положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к депривации личности, сужает ее возможности.
С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Основные требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения». Полноценная предметная среда для детской деятельности - это по существу старт дальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целей человеческого развития.
Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию с материалом.
Важным аспектом концепции является конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных «пространств» для разных видов деятельности взрослых и детей: каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципу- функционального комфорта обеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобство деятельности, соответствовать положениям эргономики. Образовательное учреждение должно принадлежать детям и взрослым - педагогам и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно. Детям должны
быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде»
Развитие личности и познавательных процессов ребенка, формирование компетентности, во многом зависит от обеспечения предметно-развивающей среды. Исходное требование к предметно-развивающей среде - ее развивающий характер. Она должна, через предметно-пространственную организацию помещения детского сада, служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игрушки, дидактический материал и пр.) – развитию ребенка.
Выделенная в государственном стандарте образования детей дошкольного возраста среда развития ребенка, предполагает обеспечивать разные виды их активности: эмоциональный, умственный, игровой, физический и др., а также должна стать основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, личность ребенка.
Оборудование и организация пространства должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и орудиям для рисования, лепки и конструирования. Все, что находится в садике, должно быть выполнено в размерах и из материалов, рассчитанных на ребенка. Оборудование используется главным образом для удовлетворения потребности ребенка в отдыхе (кроватки, пище (столы, стулья, гигиенических процедурах, приспособления на игровых площадках (качели, горки и др.) Шкафы, полки, стулья, помогают детям ориентироваться в обстановке, дают им представления о таких ценностях, как порядок, эстетика и функциональность, являющихся предметом любой воспитательной программы. Все материалы и соответствующая обстановка, должны сделать пребывание ребенка в садике приятным и полезным. В садике имеются также озелененные площадки, где дети могут играть в коллективе.
Итак, детские сады оснащены всем необходимым для удовлетворения потребностей дошкольников; предметы, которые здесь находятся, имеют конкретное назначение.
Каждый предмет выполняет свою функцию, а все они в совокупности, способствуют выполнению педагогической задачи, которая стоит перед детским садом. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому, естественно ее использовать, проводя коррекционно-развивающие и обучающие занятия. Песок имеет свойство стабилизировать эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Использование обучающих игр, направленных на тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук также играют немаловажную роль. Например, рисование пальчиками, ладошками. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, память, проявляется формирование черт личности – инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Степень обучаемости детей даже одного возраста, различна: одни преуспевают больше в той или иной области, другие меньше, поэтому детский сад должен обеспечивать каждому ребенку те материалы и средства, в которых он нуждается, и притом – с учетом его способностей и возможностей. Хороший способ стимулировать слишком медлительных - давать им новые, пробуждающие интерес, игрушки. Оборудование и эстетика детского сада очень важны для развития ребенка, ибо, чем привлекательнее окружающая его обстановка, тем заметнее будут его успехи.
Дети, играя с предметами, начинают обобщать и накапливать знания об окружающем мире. Передавать детям социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам) с помощью организации специальных обучающих игр и занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, театральных и игр-упражнений. В этих играх, организованных в единой развивающей, образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают обогащаться представления детей о социальном мире, расширяется круг интересов ребенка, развиваются навыки взаимодействия, что является стимулом, основой для полноценной деятельности ребенка. Игровые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он сам мог ими распоряжаться. Беря в руки игрушку, он должен понимать, что по окончании игры ее надо вернуть на место. Тут – то как раз и важны прививаемые в детском саду организованность и навыки. Игровых материалов должно хватать всем детям, и распределять их следует справедливо, в противном случае ребенок может быть дезориентирован.
Основные критерии предметно-развивающей среды :
- создание условий для индивидуальных, подгрупповых коллективных игр, чтобы ребенок мог найти себе удобное комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
- обеспечение условной изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как окружающая среда ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;
- своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами : внесение игрушек, атрибутов, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и игровых умений;
- по мере развития ребенка следует заменять менее сложные материалы более сложными или открывающие перед ребенком новые возможности;
- обеспечение доступности по всему содержанию развивающей предметно- игровой среды, расположение игр, игрушек на уровне выше вытянутой руки ребенка;
- учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.
Использование дидактического материала должно отвечать конкретным целям. Основное внимание должно уделяться анализу непосредственного участия воспитателя в предметно-игровой среде, это и отражено в государствееном стандарте образования. А именно, побуждать детей к самостоятельному применению новых способов, решения игровых задач и отражения полученных впечатлений, используя приемы активизирующего общения: игровые проблемные ситуации, поощрение, проблемный вопрос, фрагментальное участие в игре с принятием на себя главной или второстепенной роли, разрешение конфликтных ситуаций.
Развивающая среда выполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка, побуждает его, формирует развитие личности.