Любовь Лаврова
Развивающая предметная пространственная среда в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация РППС в соответствии с ФГОС строится таким образом, чтобы предоставить возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его способностей, возраста интересов, склонностей, уровня активности.
При оформлении предметной среды в разновозрастной группе учитываю закономерности психического развития детей. Развивающая среда группового пространства организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом, а также объединиться с группой детей по интересам. Для того чтобы избежать скученности детей в одном месте, РППС организуется по принципу зонирования. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная, средней активности, зона насыщенного движения.
Публикация «Развивающая предметная пространственная среда в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Зона насыщенного движения -это Рабочий сектор
1. Центр познавательно-исследовательской деятельности
2. Центр правильной речи
Рабочий сектор включает 8 модулей пространства рабочего сектора (для сенсорного развития, математического развития, освоения родного языка, формирования представления о живой, неживой природе, социокультурных ценностях, исследовательской деятельности и культуры с лабораториями для экспериментирования в том числе с песком, водой) в соответствии с ООП ДОУ.
В наша разновозрастной группе наполняемость РППС формируется при тесном контакте с родителями, отличается нестандартным оборудованием, сделанным своими руками.
-Модуль для сенсорного развития в нашей группе -это математическая ширма, игры шнуровки, пробковые игры, тренажёр «Крышкоград», пирамидки, мозаики, игра «Поляна дружбы» - крышкоград и блоки Дьеныша, игры вкладыши, настольные игры.
-Модуль математического развития : математическая ширма, ковролиновая доска. Игры Воскобовича, Блоки Дьеныша, Кубики «Сложи узор», счётный материал, настольные игры, рабочие тетради, часы
-Модуль освоения родного языка : уголок «Сказочная говорушка» - развитие речи с использованием сказок, мнемотехники, разных видов театров, дидактических игр, презентаций, творческой и продуктивной деятельности (описание- процесса- «что сначала, что потом») Использование проектной деятельности – написание мини-сочинений со слов детей и оформление тематических газет «В гостях у сказки» (моя любимая сказка и почему, «Наше лето» (как я провёл лето, «Мама солнышко моё» (как я помогаю маме) ,Оформление уголка «Волчонок в ожидании писем» - рассказ ребёнка «Кому мы написали письмо?», отправка писем в игрушечный почтовый ящик – в рамках акции «Письма животным» (написание писем с привлечением родителей)
-Модуль формирования представления о живой природы : уголок природы в группе, мини-модуль «Лес», «Двор», «Огород», «Сад», «Животные разных климатических зон», «Морские обитатели и тайны моря», модуль «Птичий городок в группе»(изготовление различных видов кормушек и скворечников с привлечением родителей, «Птичья столовая за окном» -(утренняя подкормка птиц не выходя из группы, оформление «Птичьего города» на участке группы, как объекте экологической тропы, (ежедневная подкормка птиц во время прогулки).
-Модуль неживой природы -это солнце, небо, облака,земля,вода, камни и все явления природы – дождь, снег, град, лед, радуга и то, что не растет, не дышит, не создано человеком – это неживая природа. Модель земли -глобус, игровой материал (машины,посуда, куклы и т. д.) и дидактические игры по темам «Транспорт», «Мебель», «Игрушки», «Посуда», «Космос» ,.Методические пособия «Мир природы и рукотворный мир»- учим сравнивать живой цветок и сделанный руками человека
- Модуль социокультурных ценностей - это приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, традициях своего народа. Это проведении тематических проектов, выставок, праздников, чтении и инсценировка сказок, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр. Проект «Моя малая Родина» – оформление альбома «Мой город», Проект «Семейные традиции» - выставка семейных гербов, родословного древа. Проект «Здоровая семья- здоровая нация»- презентация семьи, выставка семейных газет, оформление «Поляны Здоровья», города «Здоровей-ка», участие в акции «Папа, мама, я- спортивная семья».Проект «В гостях у сказки»- акция подари сказку малышам (показ сказки детям младших групп, Пополнение музея «Русская изба»- новыми экспонатами. Акция «Письма животным». Проект по ОБЖ, оформление стендов ОБЖ. Проект «Мой детский сад» – гимн детского сада
-Модуль поисково-исследовательской деятельности :открытие мини –музея «Русская изба» по трё м направлениям : Русский быт, Великая Отечественная война, 80годы (пионерия –комсомол). Проведение поисковой и накопительной работы совместно с родителями по оформлению музея и пополнению экспонатов музея. Проведение образовательной деятельности, экскурсий, викторин, праздников в мини-музее. Организация встреч с ветеранами, писателем-земляком, Чирковым Фёдором Ивановичем. Организация семейных посиделок по народному календарю праздников – учим детей чтить и хранить семейные традиции Знакомство педагогов, детей и родителей с народной культурой, устоями и обычаями семьи и передача их из поколения в поколение. Исследовательская деятельность «Семейное древо» Конкурс «Семейный герб»
-Модуль исследовательской деятельности в природе :«Огород на окошке» - посадка лука и семян цветов петуньи для клумбы на участке группы. Проведение экспериментов и наблюдений с веткой берёзы «Живая ли ветка?» (ветку нашли на прогулке на снегу после ветра) Ведение дневников экспериментов.
Уголок экспериментирования в группе (песок, вода,бумага, камни, природный материал) и метеоплощадка на участке группы как объект экологической тропы детского сада (изучаем направление ветра,температуру воздуха, количество осадков –дождемер).
Активный сектор
-Центр двигательной активности - спортивный уголок в группе с нетрадиционным спортивным оборудованием (мешочки, коврики, массажные варежки делаем совместно с родителями, дорожка здоровья на игровом участке.
-Центр игровой деятельности : игровой материал для сюжетно- ролевых игр, дидактических и настольно-печатные игр)
-Центр музыкально-театрализованной деятельности : уголок «В гостях у сказки» - театральные ширмы, разные виды театра (настольный, плоскостной, ложковый, пальчиковый, варежковый, бибабо, ростовые куклы, костюмерная. Уголок «Ах, сыграй-ка!» – музыкальные инструменты (гармошки, балалайки, барабаны, бубны колокольчики, деревянные ложки, шумовые музыкальные инструменты)
Спокойный сектор
Обеспечение возможности самовыражения детей
-Центр литературы – Книжный город (библиотека в группе,Галерея «Любимые писатели», Книжное дерево (листочки - «Читаем вместе с мамой»- семейное чтение, книжный уголок для малышей «Мои первые книжки» – книги в твёрдом переплёте.
-Центр продуктивной деятельности – «Стена творчества» – рисуем мелом, «Наши работы» -выставка работ, творческая мастерская в Русской избе, уголок в группе «Всё для творчества», кружковая работа – «Школа старухи Шапокляк»
– уголок декоративно-прикладного искусства
Центр отдыха и уединения - сказочный шатер и домик
Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей.
Очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.
Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.
Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.