Татьяна Степанова
Сценарий развлечения «Праздник русских народных игр»
Развлечение «Праздник русских народных игр»
Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей через ознакомление с народными подвижными играми.
Задачи.
1. Воспитывать у детей интерес к народным подвижным играм;
2. Формировать представление о русских народных традициях, народных подвижных играх;
3. Формировать умение взаимодействовать с партнерами по игре, умение слушать и слышать друг-друга;
4. Развивать устную речь в подвижных играх, через разучивание считалок, проговаривание речёвок;
5. Развивать зрительно-двигательную координацию, выдержку, ловкость, быстроту реакции;
Предварительная работа:
Публикация «Сценарий развлечения „Праздник русских народных игр“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми через беседы, сказки, музыку.
2. Разучивание считалок, жеребьёвок.
3. Подбор атрибутов к народным играм.
Оборудование. Старинный сундук, платки, шапочка, мячик, ложки, аудиозаписи русских песен.
Ход развлечения.
Под музыку «Ах вы сени, мои сени…» дети заходят в зал, проходя через импровизированные ворота.
Ведущая в русском народном костюме встречает детей.
Гости желанные, милые, званые!
Давно я вас жду- поджидаю,
На праздник игры всех приглашаю.
К нам спешили вы скорей!
Ждет вас множество затей.
В игры разные играть! Честно силу показать!
Ведущая:
Русский народ всегда любил праздники. Во время праздников и после них играли в разные игры, которые придумывали сами ради забавы и для пользы.
-Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.
Ведущая:
Русский народ всегда любил праздники и веселье, соблюдал традиции праздников. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры.
На завалинках, в светёлках
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как!
В «Горелки», «Салки», «Ручеёк»,
Ну а мы сейчас покажем, как играть в игру «Клубок»
1. Игра «Клубок»
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Дети поют попевку, двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего. Когда все дети собрались в «клубок», попевка повторяется еще раз и все двигаются в обратном направлении. После слов «тонка нить оборвалась»- резко опускают руки, «разорвав нитку».
Я по горенке шла, клубок ниток нашла,
Клубок маленький, нитки аленькие.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле,
Нитка боле, боле, боле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась!
2. Ведущая:
-Посмотрите ребята, какой интересный сундук стоит у нас, как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно в сундуках наши предки хранили одежду в основном новую или ту, которую на праздники одевали. Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает русские платки).
Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он женский спутник и дружок!
Посмотрите, какая красота – русский народный платок. В старину женщины надевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным.
Мы с вами не только полюбуемся красивыми платками, но еще и поиграем в старинную народную игру.
Раз, два, раз, два, ждет нас новая игра!
За руки берись, вокруг платочка становись.
Игра «Платочек
По периметру зала стоят четыре стула с наброшенными на них платками. Игроки занимают места вокруг выбранного платка (по четыре человека, взявшись за руки идут по кругу вокруг платка повторяя речёвку:
Наш платочек расписной
Поиграть хотим с тобой
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
По окончании речёвки, дети собираются в середине зала в большой хоровод. Двигаются по кругу, пока играет музыка. По сигналу разбегаются каждый к своим платкам. Выигрывает та команда, которая быстрее всех поднимет платок за уголки.
Организационный момент. Мы платочки уберем, на скамейки сядем и немного отдохнем.
3. Ведущая:
-А сейчас, ребята, не зевайте-
Мою загадку отгадайте!
Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду … (Ложка) (Достает из сундука ложку)
Ребенок: А у нас сегодня совсем другое –
Играют с ложкой,
Но только двое.
Берешь ложку,
Кладешь картошку.
Бежать нельзя,
Дышать можно, но осторожно!
Организационный момент. Ну - ка не ленись, в две колонны становись.
Игра «Перенести картошку в ложке».
Дети строятся в две колонны. По сигналу, первая пара достает ложкой из стоящего рядом ведерка картофелину, бежит с ней до финиша, и опускает в стоящий там котелок картофелину. Затем игрок с пустой ложкой бежит к игрокам своей команды и передает ложку следующему игроку. Побеждает та команда, которая первая перенесет весь картофель.
4. Ведущая:
-Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых стоял по всей округе. Ребята вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).
Гости на порог, а мы начнем игру в «Пирог»
Загляну в наш сундучок,
Посмотрю, что найдем для игры в «Пирог»
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Организационный момент. Пироги все съели, на завалинку все сели
5. Ведущая.
А сейчас для вас потеха, знай наших, не лопни от смеха.
- Грелась кошка у ворот, умывался лапкой кот,
Парикмахер петушок подарил ей гребешок.
Причесал им кошку….
Дети. Нет, такого не бывает, - это понарошку.
- В облаках медведь парил, чай с воронами он пил.
Вдруг на встречу крокодил, раз – и мишку проглотил.
Проглотил как мошку….
Дети. Нет, такого не бывает,- это понарошку.
- Утром бабушка Варвара комара несла с базара,
Видит: около плетня с поросятами свинья пляшет под гармошку…
Дети. Нет, такого не бывает, -это понарошку.
6. Взрослый:
Вы хотите дальше играть,
Свою удаль показать?
Есть у меня одна русская игра
В сундучок заглянуть пора! (достает мяч)
Организационный момент-раз, два, три, за руки берись, в круг становись.
Игра «Подкидыш»
Дети стоят в кругу, водящий с мячом в руках идет по кругу и поет:
Оля, Коля, дуб зеленый,
Ландыш белый, зайка серый,
Брось!
На слово «брось» подбрасывает мяч. Кто подхватил, тот и поет и повторят манипуляцию с мячом.
Организационный момент. А теперь, раз, два, три, быстро пару себе найди.
7. Ведущая.
Русский народ всегда любил праздники. Многие из них были связаны с определенным временем года – осенью, зимой, весной или летом. На весенних праздниках зазывали солнце, по которому все так соскучились длинными зимними вечерами.
Ребенок: Вот и солнышко проснулось,
Стало жарче припекать,
Потянулось, улыбнулось,
Всех детей зовёт гулять.
Вместе с солнышком вставай
И в игру скорей сыграй.
Взрослый: В сундучок я загляну
Яркую ленту там найду
Игра «Горелки»
Описание игры: в игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Динь, дон
Динь, дон
Не стой, не воронь,
А беги как огонь.
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Правила игры: - играющие последней пары начинают бег после слов «Раз, два, три – беги!»
Организационный момент. Побегали немного, садитесь, пусть отдохнут ноги.
8. Ведущий с детьми:
Ребенок: Тай, тай, налетай,
На игру не опоздай
Всех принимаем
Никого не обижаем!
А в какую игру играем?
Взрослый: Откроем сундук и узнаем!
Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись. (достает бубен)
Организационный момент. Бубен зазвучал, в круг детей позвал.
Игра «Чурилки»
Выбираются двое водящих, одному на глаза повязываем платок, а второму даем бубенцы. Остальные дети становятся в круг и поют:
Трынцы-брынцы бубенцы,
Позолочены концы,
Кто на бубенцах играет-
Того жмурка не поймает!
Ребенок с бубенцами звонит в инструмент, ходит в круге. Игрок с повязкой на глазах пытается его поймать. Когда музыкант пойман, пару меняем.
8. Ведущая:
Продолжаем веселиться-
Не хотите ль прокатиться
На веселой карусели?
Ну, скорее! Дружно сели!
Игра «Карусель»
Ведущий:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали
Коробейник ребенок:
Кто тут смелый,
Сильный, ловкий?
Кто с отличною сноровкой?
Победителям – сюрприз!
Развеселый суперприз!
Я товар не продаю,
Детям просто так дарю!
И если праздник был хороший,
То похлопайте в ладоши.
Ведущий:
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!
Под музыку дети входят из зала через импровизированные ворота.
Ведущая.
Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!
Список литературы
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М. : «Проф. Образование», 1995. - 72 с.
2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры. - М. : Просвещение; Владос, 1995. -224с. : ISBN 5-03-005876-8
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. -СПб. 2010. -304 с. ISBN: 978-5-89814-013-1
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. -2-е. изд. -М. : «Айрис-пресс»,2004-192с.