Ольга Степанова
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование православной культуры и этики у детей дошкольного воз-раста через знакомство с устройством православного храма, назначением храма, нормами и правилами поведения в храме.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что такое православный храм и для чего его строят.
2. Формировать у детей представления об устройстве православного храма.
Публикация «„Православный храм, Что это?“ для воспитанников подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Формировать у детей знания о правилах поведения в православном храме.
4. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.
5. Развивать осознанность, чувство ответственности в православной вере.
6. Побуждать детей к осознанному и добровольному посещению храма.
7. Воспитывать уважение к храму, его святыням и людям, служащим в храме.
8. Развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
Предварительная работа:
1. Прогулка к храму.
2. Рассматривание иллюстраций «Крещение ребенка» с. 42, Хр. №3; «Храм на берегу реки» с. 43, Хр. №3.
3. Беседа «Как я ходил в храм?»
4. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Купола и ласточки».
В разработке использованы материалы:
1. Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» № 3: «Православный храм» стр. 42., «Совесть подсказала» (стр. 8, хр. №2)
2. Диск к программе «Добрый мир» : «Колокольный звон», №54.
3. Наглядные материалы к программе «Добрый мир».
4. Рабочая тетрадь к программе «Добрый мир».
5. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»
Словарь: Молитва, храм, церковь, христиане, крест, священник, алтарь, икона, Евангелие, кадило, лампада, свечи, купол, колокол.
Материал для занятия:
1. Мультимедийный проектор и экран.
2. Презентация с изображениями храма снаружи и внутри.
3. Музыкальный диск.
Раздаточный материал:
• простой карандаш,
• восковые мелки
• рабочая тетрадь
Постановка проблемы
В беседах с детьми и родителями обнаружилось, что большинство детей не могут объяснить, что такое храм и зачем туда ходят люди или имеют неправильное представление об этом. А родители часто не могут ответить на вопросы детей или дают неверные сведения о храме, так как сами не владеют информацией. Многие взрослые при обсуждении подобных тем испытывают неловкость, замешательство или даже раздражение.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под приятную музыку. (П. И. Чайковский «Времена года», встают в кружочек и приветствуют друг друга.
Воспитатель :
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!
Воспитатель : А теперь поприветствуйте друг друга, ребятки. Я передаю мячик и говорю приятные слова тому, кто стоит слева от меня. Например: «Машенька, ты сегодня хорошо выглядишь». Теперь ты, Маша, передай мячик тому, кто стоит слева от тебя и скажи что-нибудь приятное или поприветствуй.
Далее игра продолжается.
Воспитатель : Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.
Звучит колокольный звон.
Воспитатель :
• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов).
• А где это можно услышать? (В церкви, храме)
• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? (В храм, в церковь)
• Совершенно верно – в православный храм.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.
• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?
• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)
• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)
• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)
• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)
• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)
• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?
Игра «Скажи спасибо»
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.
После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Вам приятно, ребятки, было слышать, когда ваше имя произносили ласково? (Да.)
• А зачем человеку имя? (Чтобы отличать людей друг от друга)
• А вы знаете, что у каждого храма, как у нас с вами, есть имя? Например, самый большой православный храм находится в Москве и посвящен Христу Богу. Он называется храм Христа Спасителя.
На экране появляется изображение храма Христа Спасителя.
Воспитатель :
• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?
• Как называется крыша храма?
• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?
• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?
• Давайте, войдем внутрь храма?
• Что мы видим в храме?
• Что происходит в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто на них изображен?
• Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)
Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.
Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить задание из Рабочей тетради на странице 21.
Прежде чем начать воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворе-ния.)
Дети выполняют задание в тетради.
После задания воспитатель предлагает поблагодарить пальчики за работу.
Мыли мылом ушки,
(изображаем)
Мыли мылом ножки,
(изображаем)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки — ладошки.
(Крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
Воспитатель подводит детей к выставочной витрине, где расположены изображения из наглядного материала к программе «Добрый мир» и подводит итог занятия.
Игра «Вещи, дарящие радость»
Воспитатель : Встаньте, мои хорошие, в кружок. Закройте глазки и вспомните вещи, которые дарили вам радость и хорошее настроение…Выберите то, что кажется в эту минуту особенно приятным… Возможно, это будет капля дождя или тепло пастели(1 минута)
Теперь пусть образ этого предмета или события начнет бледнеть, пока со-всем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
Хочет кто-нибудь рассказать о вещи, которая дарит вам радость? Ответы детей.
Воспитатель :
• Скажите, ребята, куда сегодня мы совершили прогулку? (В храм)
• Что мы с вами видели на прогулке?
• Что еще мы делали на занятии?
• Что вам понравилось больше всего?
• Вам понравилась наше сегодняшнее занятие?