Ирина Марченко
Творческо-информационный проект «Я человек!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-информационный проект «Я человек!" в подготовительной группе
Воспитатель МБДОУ №16
города Невинномысска
высшей квалификационной категории
Марченко Ирина Геннадьевна)
Методический паспорт проекта.
Публикация «Творческо-информационный проект „Я человек!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Адресация. Самое интересное и непонятное для ребёнка - это он сам. Кто я? Какой я? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Ответить на эти вопросы самостоятельно ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых. Идея проекта заключается в том, чтобы организовать родителей, педагогов на формирование у старших дошкольников представление о себе, своём теле, научить бережно относится к своему здоровью.
Тема: «Я - человек».
Актуальность темы: Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Практически все показатели здоровья и социального благополучия потерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.
Цель: Углубление и систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей. Обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности.
Задачи воспитателя:
1). Изучить методические рекомендации по проектной деятельности.
2). Разработать перспективный план по теме.
3). Развивать способность детей к проектному и умственному экспериментированию.
4). Способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей.
Задачи для детей.
1). Создать у ребёнка представления о строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма.
2). Побуждать интерес к получению новых знаний о человеке.
3). Формировать проектные умения детей.
4). Развивать связную речь, посредствам пересказа сообщений по заданной теме.
5). Использовать имеющие знания для решения проблемы, презентовать результаты своей деятельности.
Участники проекта : дети 6-7лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, медицинский работник, родители воспитанников.
Вид проекта : информационно - практико - ориентированный.
Тип проекта : групповой, краткосрочный.
Основные формы реализации проекта : беседы, рассматривание книг и иллюстраций, наблюдения, детское творчество, музыкальная и игровая деятельность, викторины, рассказы детей из личного опыта, практические упражнения и экспериментирование.
Предполагаемые результаты.
1. Новые знания и умения. Интерес к собственному телу его строению и функционированию и необходимости охраны своего здоровья.
2. Осознанное отношение к своему организму и здоровью.
3. Умение высказывать свои идеи и предположения.
4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
5. Активное участие в реализации проекта.
В процессе проектной деятельности будут развиваться все ключевые компетентности:
Социальная – дети взаимодействуют друг с другом.
Коммуникативная – дети общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, читают стихи, составляют рассказы.
Информационная – получают информацию из разных источников.
Деятельная – с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.
Здоровьесберегающая – играют в подвижные игры по данной теме.
Предварительная работа.
1. Познавательно – речевое развитие: тематические занятия «Что я знаю о себе», «Из чего я состою», «Пищеварение», «Скелет и мышцы», «Сердце и кровообращение», «Дыхание», «Мозг и нервная система», «Мои помощники».
2. Художественная литература – сказки: К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Н. Ю. Чуриной «Маша и фруктовый сад», К. Д. Ушинского «Органы человеческого тела», Г. К. Зайцева «Уроки Мойдодыра»; П. Горн «Энциклопедия в картинках»;
- стихи: К. Женэ «Руки человека»; В. Степанова «На кончиках пальцев», «Ухо-орган слуха», «Не бойся врача»; С. Я. Маршака «Тело человека»; Е. Благиной «Мы растём»;
- произведения: Н. Найдёновой «Новая девочка», В. Лебедев-Кумач «Закаляйся», Г. Юдин «Микробы», Г. Остер «Вредные советы» и др. ; отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых отображены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей;
- загадки, пословицы и поговорки о здоровье и безопасности.
3. Изобразительные наглядные пособия: (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); плакаты - «Тело человека», «Внутренние органы», «Органы чувств человека», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка»; альбомы - «Как мы устроены?», «Моя внутренняя кухня», «Правила на всю жизнь» «Гигиена полости рта»; рассматривание рисунков и фотографий в анатомическом атласе, энциклопедиях.
4. Игровая деятельность: Познавательные игры в форме однодневных путешествий; игры воображения; кроссворды; игры путаницы; игры соревнования; игры загадки об удивительных тайнах и чудесах своего организма.
5. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»», «Что перепутал художник», «Разложи по порядку», «Собери пирамиду здоровья», «Чей нос?», «Кто что знает», «Можно - нельзя» «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о…», «Подбери пару».
6. Практические действия детей (игры и упражнения) : - «Угадай по запаху», «Определи на вкус», «Что за звук», «Кто позвал?», «Кто больше знает о себе», «Пальчики – узнавальчики», «Глаза моего друга», «Найди сходство и различие».
- Работа с цветными таблицами, плоскостными и объёмными моделями отдельных внешних и внутренних органов человека; частичная работа с анатомическим атласом; микроскопом; лупой; зеркалом; лепка; аппликация; рисование; эксперименты; опыты. Средства для оказания первой помощи - аптечка.
6. Здоровьесберегающие технологии: Закрепление комплексов пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик; динамических пауз; разучивание игры для укрепления самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; упражнения, для снятия напряжения и релаксации «Воздушный шарик» (Н. О. Зиновьева).
7. Музыкальный репертуар: песня «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» музыка и слова В. Шаинскаго, «Из чего же, из чего же» музыка Ю. Чижкова, слова Я. Халецкого.
8. Экскурсия в медицинский кабинет.
Материал для проведения опытов, наблюдений — увеличительное стекло, материал для опытов с водой, воздухом, зеркала, микроскоп, эластичные резиновые ленты, измерительные приборы (весы, часы и их модели, линейки-ростомеры, ножницы, иголки, цветные нитки, мыло, зубная щётка, расческа, ватные палочки, верёвки, пластилин, спички, фонендоскоп, пипетки, колбы, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и др.
Участие родителей в проекте.
Оформление папки "Я - человек!"; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала; сбор народных, знахарских рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты»; подбор загадок, пословиц, поговорок о частях тела человека; изготовление анатомического фартука; просвещение через родительский уголок; помощь детям в подготовке к проекту.
Продукт проектной деятельности. Папка «Я - человек!». Сундучок «Бабушкины рецепты". Выставка поделок и рисунков из разных материалов " Познай себя " (совместное творчество детей, родителей, воспитателей). Анатомический фартук с изображением внутренних органов. Выставка "Мир открытий" (обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектом).
Вывод. В процессе совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы. Появление и усиление интереса у детей к своему организму и здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.
Делая анализ проделанной мною работы по формированию представлений у детей о себе, своём теле, я убедилась в эффективности моего оздоровительного подхода к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Мотивы, побуждающие ребёнка к оздоровительной деятельности доступными для него способами, постепенно переросли в жажду знаний, потребность к самопознанию. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний, сформировался навык применения оздоровительных способов по отношению к себе и к другим людям.
Своевременно сформированный навык на основе устойчивой мотивации станет залогом будущего здоровья, гарантированным результатом оздоровления детей.
Литература.
1. Сагимова М. Н. "Кто я? Какой я?" г. Новосибирск НИПК и ПРО 1995год.
2. Лукьянов М. С. "Моя первая книга о человеке"- М. : ЗАО РОСМЕН - ПРЕСС 2011год.
3. Журавлёва В. Н. "Проектная деятельность старших дошкольников" г. Волгоград "Учитель" 2009 год.
4. Козлова С. А., Князева "Мой организм"- рабочая тетрадь для подготовки детей к школе", "Словарь в картинках "Тело человека" 2010год.
5. Овчинникова Т. С. "Организация здоровье-сберегающей деятельности в ДОУ" : Монография. - СПб. : КАРО, 2006 год.
6. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. "Здоровье-сберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе" М. : "Илекса" г. Ставрополь 2001год.