МААМ-картинки

Правильная организация ППРС и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества

Файруза Идрисова
Правильная организация ППРС и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщенный опыт работы на тему:

«Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества».

Автор: Идрисова Файруза Замировна, воспитатель МАДОУ

детский сад №2 «Забава», г. Нефтекамск

Публикация «Правильная организация ППРС и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества» размещена в разделах

Дошкольное детство - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Вот почему, на мой взгляд, одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в ДОУ является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

И я представляю обобщенный опыт работы на тему: «Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества»

Цель моей работы: Развитие детского творчества с детьми среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Создать условия экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

Знакомить с нетрадиционными материалами в художественном творчестве (обрывная аппликация, монотипия, коллаж и т. д.);

Расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Воспитывать самостоятельность, интерес к рисованию.

Наиболее эффективным для формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционное рисование – это отличное дополнение к традиционному рисованию, т. к. традиционное рисование - это база, которая помогает развиваться ребенку в творческом направлении. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления, ребенок учится мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.

Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях кружка нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я пробовала, используя нетрадиционные способы рисования. В своей кружковой работе за основу взяла программу художественного воспитания, обучения и развития детей 1-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.

Дополняла следующей литературой:

Р. Г. Казакова: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-

Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

А. А. Грибовская- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки

Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования дошкольников

Г. Н. Давыдова Пластилинография для малышей

Цель кружка – формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи:

• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)

Обучать основам создания художественных образов.

• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности : рисовании, лепке, аппликации.

• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.

• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения», занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети учатся рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и, знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, методом набрызгивания краски, пробуют рисовать ладошкой, пальцами, получают изображение с помощью подручных средств (ниток, бумаги, полых трубочек) и природного материала (овощей, листьев деревьев). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирования, дает толчок развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, дети стараются сделать свою работу интереснее и не похожим на другие. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнения задания, методы настолько просты и эффективны, что интерес у ребенка возникает автоматически.

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание было уделено предметно-пространственной развивающей среде. Развивающая предметно-пространственная среда непосредственно связана с практическими художественными действиями детей. Естественно, что ассортимент художественных предметов и материалов определяется, впервую очередь, спецификой каждого вида худо-жественной деятельности : художественные предметы и дидактические пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, настольно-печатные игры, худо-жественные игрушки, комплекты различных видов детского театра (кукольного, пальчикового, теневого, ростового, ху-дожественные материалы для рисования, моделирования, конструирования и декоративного творчества.

Развивающая среда должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно - пространственной развивающей среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей.

Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Для развития детского творчества можно применить

следующие методы обучения :

1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя (этот метод можно использовать при организации наблюдений, обследование предметов и игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах.)

2. Словесный метод (беседа, пояснение, рассказ,

3. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

4. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

6. Практический метод (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования :

«Монотипия» Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

«Печатание листьями» Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

«Печатание бумагой» Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

«Рисование с помощью соли»Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

«Пуантилизм» Технология рисования. : Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

А также существуют другие приемы техники нетрадиционного рисования : кляксография; оттиск овощами; оттиски поролоном и пенопластом,восковые мелки и акварель; свеча и акварель; коллаж; торцевание; обрывная аппликация; аппликация из природного и бросового материала; тестопластика; пластилинография и др.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Перспектива на будущее

1. Желание и умение у детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

2. Умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения.

4. Сформирование практических навыков работы с бумагой и красками.

5. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

Вывод

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Именно нетрадиционная техника рисования направлена на систематическое развитие творческих способностей дошкольников и играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества».

Конспект НОД в старшей группе (нетрадиционная техника рисования) область художественного творчества «Красавцы снегири» Конспект НОД в старшей группе (нетрадиционная техника рисования) область художественного творчества «КРАСАВЦЫ СНЕГИРИ» (техника «тычка».

Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования» Консультация по теме «Обучение детей средствам и способам словообразования» Интерес к проблеме детского словообразования.

Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки с учётом гендерных особенностей детей» Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки, с учётом гендерных особенностей детей». Проблема: Как организовать.

Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует.

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.

Презентация «Организация ППРС в первой младшей группе» Одним из определяющих факторов воспитания малышей является Предметно -пространственная развивающая среда группы,Правильная организованная.

Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования» Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования» (старший возраст) воспитатель.

Проект «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» ПРОЕКТ «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» Возрастная группа: средняя группа.

Рабочая программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 3–4 лет Пояснительная записка. Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-образовательного процесса кружка «Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правильная организация ППРС и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества
Опубликовано: 13 мая 2019 в 09:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правильная организация ППРС и обучение нетрадиционным способам рисования, как способ развития художественного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Файруза Идрисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД