Егорова Светлана
Правила построения эффективного общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Правила построения эффективного общения с родителями
Воспитатель: Егорова Светлана Павловна
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт легко, а другим то не удается.
Одной из причин, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Публикация «Правила построения эффективного общения с родителями» размещена в разделах
Ведущая роль в организации общения принадлежи воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. К сожалению, некоторым родителям не всегда хватает времени для общения с педагогами, а кто-то и совсем с трудом идет на контакт. Таких родителей относят к категории трудных родителей.
«Трудные» родители :
- Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: - «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!», «Вы же воспитатели, педагоги, это ваша обязанность учить и воспитывать детей» и т. п.
- Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: - «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что с ним делать» и т. п.
В общении с такими родителями необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя. В случае с «агрессивными» родителями, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, не вступать в словесную перепалку, быть уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
А в случае с «жалующимися» родителями – необходимо спокойно выслушать, можно поддерживать кивком головы, вставлять нейтральные фразы: «Я Вас понимаю», «Я Вас внимательно слушаю» и т. п.
Почувствовать нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции начнут иссякать и гаснуть.
- Вторая фаза беседы с родителями – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями необходимо :
- проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку;
- не надо стремиться отстаивать свою позицию, навязывать свое мнение родителям, так как давление приводит к протесту;
- во время беседы необходимо обсуждать проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
Над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать.
Правила построения эффективного общения
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Чтобы расположить к себе собеседника необходимо применить три психологических правила – это : улыбка, имя собеседника, комплимент.
Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен видеть это. Необходима искренняя доброжелательная улыбка.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно при общении с родителями обращаться к ним по имени – отчеству.
В общении с родителями наиболее приемлем косвенный комплимент: мы хвалим не самого родителя, а то, что ему дорого – его ребенка. Многие родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах, даже самых незначительных и только потом, тактично поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд, т. е. контакт глаз. Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение от 50 см до 1,5 м. Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и понять – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе», но переступать «границы» личного пространства собеседника не следует.
3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении – это стол, книга в руках.
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта – отсутствие напряженности в позе, резких движений, бурной жестикуляции, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе.
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я». Как можно реже употреблять местоимение «Вы», чаще говорить «Мы». Например: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети умели, знали…; Мы вместе должны…».
7. Прием активного слушания. Выяснение, уточнение: - «повторите еще раз», «что Вы имеете в виду?» - чтобы удостовериться, что вы правильно поняли собеседника.
8. Не перебивать, когда собеседник с вами говорит.
Это самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения, и взаимодействия с родителями.
Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка. Необходимо помнить всегда, что любой родитель хочет слышать не только плохое, но, и хорошее о своем ребенке.