Лазарева Нина
Практика проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Актуальность :
В детском саду проект – это организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленный на решение проблемной ситуации. Особенность проектной деятельности это то, что дошкольник не может самостоятельно сформулировать проблему и определить цель (поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Проект-это творческое дело, поэтапное решение цели. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса).
Публикация «Практика проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
• видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;
• использование инновационных технологий в образовательной работе;
• адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
многофункциональное взаимодействие с социумом.
Цель моей работы: изучить и внести в практику работу по развитию познавательной активности дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Создать современную предметно - пространственную среду;
• Разработать проекты по познавательному развитию детей, краткосрочных и долгосрочных проектов.
• Обобщить свой опыт на педагогическом совете, в семинарах, открытых занятиях с дошкольниками.
Ожидаемые результаты:
У воспитателя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение показать творческие способности и свои достижения, применить свои знания в практике.
У детей формируется :
-творческие способности, коммуникативные навыки и умение экспериментировать;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности.
У родителей:
-появиться интерес к проведению исследования, подготовка и изготовление конечного продукта;
- заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
В начале работы мной был составлен перспективный план и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста. Диагностика показала, что дети недостаточно владеют способами познания окружающего мира (затрудняются задавать вопросы, отвечать на вопросы, сравнивать, группировать и сравнивать). По результатам диагностики, я сделала вывод, о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители согласились на предложение участвовать в проекте.
При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Для мотивации исследовательской активности детей, я проводила игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.
С детьми среднего возраста был организован и проведен проект «Здравствуй, осень!», целью стало развитие познавательной активности детей по расширению знаний дошкольников о времени года.
Проект «Синичкин день».
Цель: сформировать знание о зимующих птицах; формировать предпосылки поисковой деятельности, воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Проект «Новый год!»
Цель: расширять представления детей о традиции празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.
Проект «Огород на подоконнике»
Цель: создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Проект : «Моя семья»
Цель: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.
Проект : «8 Марта»
Цель: Обобщение и расширение знаний, и представлений детей о празднике «8 марта». Воспитание заботливого отношения к мамам, благодарность за их любовь.
Проект : «Мой дом-мой город»
Цель: формирование у детей нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Работая с проектами использовала методы и приемы при работе с детьми:
- наглядный;
- словесный;
-практический;
- проблемно-поисковый;
- исследовательский;
- сюрпризный момент;
- использование музыки.
При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Родители были активными помощниками. Они помогали с подготовкой и активно сами участвовали в проектах.
Результат:
Используя проектирование, сделала вывод, что проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Используя проектную деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, дети стали внимательнее друг к другу. Игры стали более разнообразными. В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Реализовав проектную деятельность, считаю, что достигла цели. Дети научись разными способами находить информацию об интересующих их предметах, свободно делятья своими впечатлениями, происходящих в их жизни.