Севастьянова Наталия
Познавательный потенциал экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть личности модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В нашей группе экологическое воспитание дошкольников считается приоритетным направлением работы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
3 слайд
Приступая к работе по экологическому воспитанию дошкольников, я поставила перед собой цель – сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, воспитание гуманного отношения к миру, формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
- помочь понять им для чего нужны природные связи;
- помочь детям научиться строить своё поведение в природе;
- развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её).
4 слайд
В нашей группе формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные. Это и «экологическое пространство»
(клумбы, огород, деревья) и кустарники, Наблюдение, Акции, конкурсы, Игры, Художественная литература, Опыты и эксперименты, Проектная деятельность.
5 слайд
1. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: природный уголок, огород на окне, клумбы, деревья и кустарники на участке детского сада. Мы создали уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать. Наблюдаем за ростом растений также на клумбах, где растут разные цветы.
6 слайд
2. В своей работе я использую метод проектной деятельности, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В данном направлении мной разработаны и реализованы проекты: «Бабушкин двор», «Животные леса», «Лук – здоровью друг», «В мире все интересно». Совместно с родителями мы изготовили макеты природной среды для игр и наблюдений при реализации проектов.
7 слайд
3. Наблюдение – это ведущий метод экологического воспитания. Весной обращаем внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу. Рассматриваем, как набухают почки на деревьях. Предлагаем понюхать их, осторожно потрогать руками. В летнее время обращаем внимание детей на цветущие травянистые растения. Рассматриваем их строение, рассказываем о пользе цветов. Учим бережно относиться к растениям. Знакомим детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни. Продолжать знакомить детей с сезонным явлением дождем. Рассказать о влиянии дождя на рост растений. знакомить с сезонными летними изменениями: радугой. Рассматриваем кустарники и деревья. Учимся находить сходные и различные признаки между деревьями и кустарниками. Учим бережно относится к деревьям и кустарникам. Осенью обращаем внимание на цвет неба, разнообразную раскраску листьев. Зимой обращаем внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами.
8 слайд
4. Организация и проведение опытнической работы с объектами природы. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом : предлагаем опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? (Вода вытесняет воздух). Учились превращать воду в твердое и жидкое состояние. Показываем детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой. Сравнивали цвет сухого и сырого песка. Предлагаем детям построить фигурки из песка и самим определить разницу между сухим и сырым песком.
9 слайд
5. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
10 слайд
6. В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций с детьми стало одной из интересных форм работы. Природоохранная акция - ряд действий предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Эти акции проводятся на протяжении всего года, плавно сменяя друг друга.
«Накормите птиц зимой»
В ее рамках были разработаны мероприятия с детьми, с сотрудниками и родителями. Для детей организуются занятия по ознакомлению и расширению знаний зимующих птиц нашего края. Дети вместе с родителями изготавливают кормушки для птиц, которые потом развешивают на территории детского сада. Дети всю зиму наблюдают за прилетом зимующих птиц на кормушки. Эта акция помогает детям понять, как тяжело выжить зимующим птицам в холодное и голодное время года.
«Здравствуйте птицы» (1 апреля)
Дети знакомятся с перелетными птицами, какие из них прилетают первые, какие гнездовья они делают. Мы просим родителей вместе с детьми изготовить скворечники, развешиваем их по территории детского сада.
«Экологическая ситуация в городе»
Родилась, как реакция на нежелание жить в грязном городе. Отрадный наш родной город, но жить в красивом городе, не замечая мусор нельзя. Все мероприятия этой акции направлены на поддержание чистоты в родном городе. Эта беседы с детьми, беседы детей со своими родителями, поддержание активной позиции детей в борьбе с мусором через детские рисунки, которые развешиваем в музее детского сада. Данные акции помогают понять детям, как можно сохранить и приумножить природу родного края.
Также проводим конкуры совместно с родителями по изготовлению поделок из природного материала. Когда ребенок создает поделки своими руками вместе с родителями, он не только развивает творческое воображение, моторику рук и свою фантазию - совместное творчество прекрасно укрепляет отношения между детьми и родителями.
11 слайд
7. Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые хорошо знакомы малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев — вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
12 слайд
8. Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники, собрания, которые формируют экологическую культуру дошкольников.
13 слайд
Таким образом, можно сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОО для экологического образования. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.