Валентина Корнишева
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада всегда был очень важен.
С введением Стандарта дошкольного образования этот вопрос стал особо актуальным, т. к. она должна создавать условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, системно-деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию окружающей среды ребенка.
Публикация «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предметно-пространственная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
Проанализировав предметно-пространственную среду своей группы, я пришли к выводу, что она не полностью соответствует требованию стандарта дошкольного образования. Это проявилось в таких вопросах как:
1. Недостаточные трансформируемость и полифункциональность пространства составляющих предметной среды.
2. Отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы.
Выявив недостатки окружающего детей группового пространства, я поставила перед собой цель: создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
В виду отсутствия возможности приобретения современного оборудования для организации игрового пространства, я пришла к выводу, что одним из выходов в сложившейся ситуации может стать изготовление оборудования «своими руками», которое, на мой взгляд, имеет огромную образовательную ценность. Так появилась идея создать и реализовать педагогический проект «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Реализацию основных направлений работы над проектом по совершенствованию развивающей среды я осуществляла в 3 этапа : Подготовительный этап:
Изучила нормативно-правовые документы, регламентирующие создание развивающей среды для детей дошкольного возраста и учебно-методической литературы по данной проблеме.
Систематизировала имеющиеся знания об особенностях среды развития в соответствии с образовательной программой детского сада и требованиями Стандарта дошкольного образования.
Деятельностный этап:
Осуществила работу по реконструкции и обновлению мебели и оборудования группы своими руками
Обновила развивающую среду, придала ей характер незамкнутой, открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Заключительный этап:
Обобщила личный педагогический опыт по построению развивающей среды и поделилась им с педагогами нашего детского сада и коллегами детского сада «Солнышко» в рамках гостевого обмена опытом.
Наметила для себя ряд новых идей по дальнейшему совершенствованию среды «своими руками» в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Учитывая слова выдающегося философа и педагога Жан Жака Руссо, который одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, взгляды Селестена Френе, который считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности и мнения других выдающихся педагогов я разработала средовые модули, через которые ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Сегодня я представляю два полифункциональных и трансформируемых модуля и игрового материала для них, сделанных своими руками и эффективно используемыми в непрерывной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей.
1. Магнитная доска – мольберт
Магнитная доска-мольберт - это полифункциональный трансформируемый модуль, оборудован площадкой на колесах и поэтому легко перемещается в любое место игрового пространства группы. На площадку можно положить все то. что необходимо для игровой деятельности, которую организует педагог совместно с детьми или дети самостоятельно.
Мольберт можно использовать для рисования мелом, организации сюжетно-ролевой игры «Школа».
Магнитную доску можно использовать для:
1.1 Крепления наглядного материала, детских рисунков.
1.2 На ней можно организовать театрализованную деятельность с помощью театра на магнитах.
1.3 Рисование на обоях дает возможность детям развивать творческие способности, умение общаться друг с другом при выполнении коллективной работы, развивает воображение и фантазию.
1.4 Раскрашивание картинок любимое занятие для детей, а наш модуль позволяет раскрашивать картинки огромное количество раз, а это развивает у детей воображение и фантазию.
1.5 Играть в дидактические и развивающие игры на магнитной доске намного интереснее, чем на столе. С помощью магнитов фигуры геометрической мозаики крепятся на доске и превращаются в разные замысловатые картины, что также развивает у детей творчество, воображение и мышление.
2. Книжная витрина - фланелеграф
Игровой модуль книжная витрина - фланелеграф так же можно без особых усилий переместить в любое место игрового пространства группы.
Его можно использовать
1.1 Для театрализованной деятельности при организации моментов непрерывной образовательной деятельности.
1.2 При организации сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Библиотека», «Почта», которые помогут детям получить возможность узнать и научиться социальным нормам поведения, взаимоотношения друг с другом, развивает фантазию, воображение Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Столик на колесиках так же имеет многофункциональное применение и легко без особых усилий его можно перевести в любое место игрового пространства. На нем ребята рисуют, лепят, играют в настольные игры, экспериментируют используют в сюжетно-ролевых играх.
Все представленные модули позволяют одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Мои модули позволяют организовать пространство таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
И самое главное - среда, насыщенная такими модулями безопасна
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Слайд 1
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада всегда был очень важен.
С введением Стандарта дошкольного образования этот вопрос стал особо актуальным, т. к. она должна создавать условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, системно-деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию окружающей среды ребенка.
Предметно-пространственная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
Слайд 2
Проанализировав предметно-пространственную среду своей группы, я пришли к выводу, что она не полностью соответствует требованию стандарта дошкольного образования. Это проявилось в таких вопросах как:
3. Недостаточные трансформируемость и полифункциональность пространства составляющих предметной среды.
4. Отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы.
Слайд 3
Выявив недостатки окружающего детей группового пространства, я поставила перед собой цель: создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
В виду отсутствия возможности приобретения современного оборудования для организации игрового пространства, я пришла к выводу, что одним из выходов в сложившейся ситуации может стать изготовление оборудования «своими руками», которое, на мой взгляд, имеет огромную образовательную ценность. Так появилась идея создать и реализовать педагогический проект «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Слайд 4
Реализацию основных направлений работы над проектом по совершенствованию развивающей среды я осуществляла в 3 этапа : Подготовительный этап:
Изучила нормативно-правовые документы, регламентирующие создание развивающей среды для детей дошкольного возраста и учебно-методической литературы по данной проблеме.
Систематизировала имеющиеся знания об особенностях среды развития в соответствии с образовательной программой детского сада и требованиями Стандарта дошкольного образования.
Слайд 5-6
Деятельностный этап:
Осуществила работу по реконструкции и обновлению мебели и оборудования группы своими руками
Обновила развивающую среду, придала ей характер незамкнутой, открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Слайд 7
Заключительный этап:
Обобщила личный педагогический опыт по построению развивающей среды и поделилась им с педагогами нашего детского сада и коллегами детского сада «Солнышко» в рамках гостевого обмена опытом.
Наметила для себя ряд новых идей по дальнейшему совершенствованию среды «своими руками» в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Учитывая слова выдающегося философа и педагога Жан Жака Руссо, который одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, взгляды Селестена Френе, который считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности и мнения других выдающихся педагогов я разработала средовые модули, через которые ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Слайд 8
Сегодня я представляю два полифункциональных и трансформируемых модуля и игрового материала для них, сделанных своими руками и эффективно используемыми в непрерывной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей.
2. Магнитная доска – мольберт
Магнитная доска-мольберт - это полифункциональный трансформируемый модуль, оборудован площадкой на колесах и поэтому легко перемещается в любое место игрового пространства группы. На площадку можно положить все то. что необходимо для игровой деятельности, которую организует педагог совместно с детьми или дети самостоятельно.
Мольберт можно использовать для рисования мелом, организации сюжетно-ролевой игры «Школа».
Магнитную доску можно использовать для:
1.1 Крепления наглядного материала, детских рисунков.
1.2 На ней можно организовать театрализованную деятельность с помощью театра на магнитах.
1.3 Рисование на обоях дает возможность детям развивать творческие способности, умение общаться друг с другом при выполнении коллективной работы, развивает воображение и фантазию.
1.4 Раскрашивание картинок любимое занятие для детей, а наш модуль позволяет раскрашивать картинки огромное количество раз, а это развивает у детей воображение и фантазию.
Слайд 9
1.5 Играть в дидактические и развивающие игры на магнитной доске намного интереснее, чем на столе. С помощью магнитов фигуры геометрической мозаики крепятся на доске и превращаются в разные замысловатые картины, что также развивает у детей творчество, воображение и мышление.
Слайд 10
2. Книжная витрина - фланелеграф
Игровой модуль книжная витрина - фланелеграф так же можно без особых усилий переместить в любое место игрового пространства группы.
Его можно использовать
2.1 Для театрализованной деятельности при организации моментов непрерывной образовательной деятельности.
2.2 При организации сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Библиотека», «Почта», которые помогут детям получить возможность узнать и научиться социальным нормам поведения, взаимоотношения друг с другом, развивает фантазию, воображение Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Слайд 11
Столик на колесиках так же имеет многофункциональное применение и легко без особых усилий его можно перевести в любое место игрового пространства. На нем ребята рисуют, лепят, играют в настольные игры, экспериментируют, используют в сюжетно-ролевых играх.
Слайд 12
Все представленные модули позволяют одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Мои модули позволяют организовать пространство таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
И самое главное - среда, насыщенная такими модулями безопасна
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Слайд 13
Спасибо!
В завершении своего выступления я хочу предложить вам памятки о том, что должен знать педагог по организации ППРС в группе.