Ольга Ермошкина
Познавательное развитие. Сравнительная характеристика по ФГОС и ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
БЫЛО
С 2-х месяцев до 1 года.
ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении;
активно использует такие эмоциональные средства, как улыбка, смех, крик, плач;
использует в процессе манипуляций с предметами непосредственный показ, указательные жесты, вокализации;
с удовольствием показывает себя и близких людей;
вовлекает взрослых во взаимодействие с ним.
От 1 года до 2 лет
ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении;
умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением;
активно подражает сверстникам и взрослым;
Публикация «Познавательное развитие, Сравнительная характеристика по ФГОС и ФОП» размещена в разделах
стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность;
пока не принимает на себя роль, но может копировать известные действия, движения, слова взрослых;
демонстрирует элементарный навык самообслуживания;
обращается к взрослому с просьбой о помощи;
активно включается в парные игры со взрослым.
СТАЛО
От 2 месяцев до 1 года. ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям;
-ребенок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению. взаимодействия с ними, узнавать их.
-ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них;
- ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки,
-открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и др.);
От 1 года до 2 лет. дети стремятся к подражанию действиям взрослых, понимают обозначающие их слова;
- ориентируются в ближайшем окружении; -проявляют познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
-узнают объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличают их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечают явления природы, поддерживают стремления к взаимодействию с ними.
БЫЛО
От 2 до 3 лет
ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;
успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы;
начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет);
проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы;
по показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.
СТАЛО
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о родном городе (селе);
- ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
БЫЛО
От 3 до 4 лет
Любопытен, задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?». Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму,
Малоактивен в игре
- экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении. цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.
С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым,
Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
Задает вопросы о людях, их действиях.
-Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
Знает свое имя, фамилию, пол, возраст
СТАЛО
-ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
-ребенок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
-демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;
- ребенок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
- ребенок знает об объектах ближайшего окружения: о родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях;
- ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы
-имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам,
-знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
БЫЛО
От 4 до 5
Проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении
Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;
Откликается на красоту природы, родного города.
Проявляет интерес к другим людям, их действиях, профессиям.
Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.
СТАЛО
ребенок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия;
- объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
-ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
-ребенок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях;
- активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии города, улицы, некоторых памятных местах;
-ребенок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
БЫЛО
От 5 до 6
Проявляет разнообразные
Отсутствует интерес окружающему познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности
Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения; знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.
Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
Хорошо знает свое имя, фамилию, возраст, пол.
Проявляет интерес к городу (селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
Проявляет интерес к жизни людей в других странах.
СТАЛО
ребенок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира;
-способен к произвольным умственным действиям;
-логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и др., оперируя предметами разными по величине, форме, количеству;
-владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
-ребенок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
-ребенок проявляет познавательный интерес к городу (селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни;
-знает название своей страны, ее государственные символы;
-ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам;
-имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
Было
От 6 до 7
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство.
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
Рассказывает о себе, некоторых чертах
СТАЛО
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и т. п. ;
-о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
-составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях;
-об обществе, его национально-культурных ценностях;
-государстве и принадлежности к нему;
-ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
-интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
-строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
-ребенок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;
-имеет представление о многообразии стран и народов мира; ребенок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и др. ;
-ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др. ;
-ребенок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ;
-свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
В ФОПе в возрасте от 2 месяцев до 1 года нет деления на разделы. Начиная с 1 года, начинается деление:
От 1 года до 2 лет
• Сенсорные эталоны и познавательные действия
• Окружающий мир
• Природа
От 2лет до 3 лет
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
• Сенсорные эталоны и познавательные действия
• Математические представления
• Окружающий мир
• Природа
Самое главное решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в Федеральной образовательной программе,направлено на приобщение детей к следующим ценностям: человек, семья, познание, родина и природа, что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как к ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
• воспитание уважения к людям – представителям разных народов России – независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны, формировать первый опыт действий по сохранению природы.