Кристина Вебер
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний сибирский лес» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать представления о диких животных, их жизни в природных условиях осенью : как они передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к природным условиям (подготовка к зиме).
Задачи:
Образовательные задачи:
- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о диких животных лесов Сибири, их образе, особенностей жизни в лесу.
- Способствовать формированию умений находить отличительные черты животного по описанию, в игровой деятельности.
- Закреплять умения отгадывать загадки о животных леса.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
- Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихотворения).
- Развивать связную речь детей за счёт расширения пассивного и активного словаря детей, обогатить словарь за счёт имён существительных (берлога, нора); имён прилагательных (бурый, колючий, хитрый, неуклюжий); составление описательного рассказа о животных, используя мнемотаблицу.
-Развивать тактильную память дошкольников.
-Способствовать, в игре, осознанному применению знаний о правилах поведения в лесу.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы; бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Дошкольники:
Знают правила поведения в природе, узнают и называют диких животных (ёж, заяц, медведь) обитающих в лесу.
Называют жилища диких животных по описанию (ёж, заяц, медведь).
Проявляют познавательную инициативу, навыки самооценки правильности выполнения заданий.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное»
«Физическое развитие»
Оборудование: иллюстрации диких животных, «тактильные дощечки» ( имитация меха диких животных: ёж, медведь, заяц, мнемотаблицы для описания диких животных, нетрадиционное спортивное оборудование для прыжков (имитирующие кочки). Музыкальная колонка, стульчики (имитирующие поезд, билет, головной убор и сумка кондуктора, наглядно-демонстрационный материал (берёза, ёлки, развивающие игры палочки Кюизенера, авторский материал для игры «Продолжи ряд» (для работы в паре, карточки - схемы, игры Воскобовича «Коврограф Ларчик» аудио запись голосового сообщения «медведя» (для рефлексии, печенье (для сюрпризного момента).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и их жилищ, драматизация русской народной сказки «Теремок», просмотр презентации «Дикие животные наших лесов», чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующей беседой, загадывание загадок о диких животных, чтение рассказа В. Бианки «Как звери к зиме готовятся», чтение стихотворения Е. Благининой «Медведь в лесу», подвижная игра «У медведя во бору», дидактические игры «Кто, где живёт?», «Назови жилища», «Чей след?».
Развивающая предметно пространственная среда :
Речевой центр: Русские народные сказки «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», иллюстрации к ним, сюжетные картинки из серии «Дикие животные в осеннем лесу», речевые настольные игры «Кто, где живёт?», «Назови жилища», «Чей след?», лото «Живая природа», мнемотаблицы для речевой игры «Расскажи про животного».
Центр познания : макет «Дикие животные в осеннем лесу», обучающие карточки «Животные России», развивающие игры: палочки Кюизенера «Мост», игры Воскобовича «Коврограф Ларчик»
Центр творчества: картина художника-иллюстратора Е. Чарушина «Волчица с волчатами», иллюстрации с изображением диких животных, их жилищ, игрушка «Ёж» (образец для лепки)
Игровой центр: фигурки диких животных, предметные иллюстрации с изображением диких животных Сибири, шапочки для драматизации русская народная сказка «Теремок», настольный тетра С. Вохринцевой «Теремок», куклы би-ба-бо (по сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», импровизированный осенний лес (берёза, ёлки, кочки, лужи).
Работа с родителями: Рекомендации для родителей на тему «Дикие животные осенью»
Рассмотреть с детьми картинки с изображением лесных зверей.
Рассказать детям о том, что зимой у зверей меняется цвет шерсти, что бы им
было легче маскироваться на снегу, на ветках голых деревьев.
Поговорить о зимней спячке и о зверях, впадающих в неё
(медведь, барсук, ёж).
Почитать с детьми дома: В. Бианки, «Зимовье зверей», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
Ход:
Организационный этап. Мотивация-приглашение в путешествие.
Воспитатель: Ребята сегодня такой замечательный, солнечный, осенний день, и я вас хочу пригласить в путешествие – в осенний Сибирский лес. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться в лес?
Дети: на машине, на велосипеде, на самолёте…
Воспитатель: Молодцы! Но я хочу вас пригласить поехать на поезде. Хотите ли, вы?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: А вы знаете, как вести себя в лесу?
Дети: Да
Воспитатель с детьми вспоминают правила поведения, в лесу используя обучающие сюжетные карточки.
(см. Приложение №1 «Обучающие сюжетные карточки «Правила поведения в лесу»)
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
Основной этап. Содержательный.
Воспитатель: Здорово! Мы решили поехать на поезде, но для того, чтобы мы смогли отправиться в путешествие нам нужно приобрести билет у кондуктора (в роли кондуктора-помощник воспитателя). Билеты продаются только, за вежливые слова. Ребята, вы знаете вежливые слова? (см. Приложение №2 «Образец билета»)
Дети: Да. ( Дети называют вежливые слова: спасибо, пожалуйста, и т. д. и садятся в «поезд» построенный из стульчиков).
Воспитатель: Молодцы, билеты куплены, места заняты. (Воспитатель надевает на голову кепку машиниста).
Воспитатель: Разрешите представиться, я машинист поезда «Медвежонок». Наш поезд отправляется в Сибирский лес! Желаю приятного пути.
Во время «движения» поезда идёт просмотр презентации. (См. Приложение №3 «Чудеса осеннего леса»).Дети выражают свои эмоции.
Коммуникативная деятельность/ Виртуальная экскурсия. Просмотр презентация.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами в лесу!Ой, посмотрите, а на пути у нас болото с кочками. Как же нам его перейти (дети предлагают разные варианты). Давайте попробуем аккуратно перепрыгнуть болото по кочкам (дети выполняют задание).
Двигательная деятельность/Игровое упражнение «Прыжки по кочкам»
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Кажется, никого нет, но это не так. Здесь много лесных жителей. Давайте я вам загадаю загадку, а вы, если её правильно отгадаете, то встретитесь с одним из них.
Восприятие художественной литературы/ отгадывание загадки.
Серый, мягкий и пушистый,
Убегаю очень быстро,
Хвостик мой ну очень мал,
А к зиме я белым стал.
Дети: заяц.
Коммуникативная деятельность/продуктивный диалог о зайце.
Воспитатель (показывая игрушку зайца) :
Посмотрите, зайцы живут в лесу - значит он …. (дикое животное)
- Какие у зайки ушки? (Длинные)
- Какие глазки у зайки? (Маленькие, черные)
- Какого цвета у него шубка? (серая)
- Какая у него шубка? (Мягкая, тёплая, пушистая).
- Какой хвостик? (Маленький, короткий)
- какой зайка? (Маленький, быстрый, ловкий)
Заяц питается корой деревьев, а спит заяц, когда нет снега под деревом, а зимой в снежной ямке. Скоро наступит зима, заяц поменяет цвет шубки с серого на белый. Для того, чтобы его в лесу не поймала лиса.
Ребята хотите поиграть с зайцем?
Дети: Да
Двигательная деятельность, Коммуникативная деятельность/Движение сопровождается речью, по показу воспитателя.
«Вышел зайка погулять»
Вышел зайка погулять. ходьба на месте
Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши
Будем с зайкой мы играть. руками изображаем над головой уши зайца
Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши
Любит зайка поскакать. прыжки на месте
Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши
Хочет лапками стучать. стучим ладонями по коленям
Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши
Будем головой кивать. киваем головой
Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши
Всем пора нам отдыхать. садимся на корточки
Воспитатель: Ребята, мы совсем с зайцем заигрались. Пора нам отправляться дальше.
Двигательная деятельность/ Речь с движением
Большие ноги, шли по дороге
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ
(Дети выполняют движение в соответствии со знакомым текстом).
Воспитатель: Посмотрите, перед нами - речка. Вода в ней очень холодная. Купаться в ней очень опасно, можно сильно простудиться. Как же нам перейти речку?
Дети: Построить мостик.
Воспитатель: Правда, ребята давайте построим мостик. У меня для мостика есть брёвнышки.
Познавательная деятельность/ игра с палочками Кюизенера «Продолжи ряд».
Воспитатель предлагает выбрать себе пару для совместной деятельности. Дети проходят и садятся за столы, на которых лежат образцы для построения
(работа парами) (см. Приложение №4 «Дидактическая игра «Построй мостик»)
Воспитатель: Ну вот, наш мостик построен, теперь мы можем перейти через речку. Вот мы и пришли с вами на полянку, кажется, тут живёт какой-то лесной зверь. Хотите узнать какой?
Дети: Да, хотим.
(Воспитатель, используя мнемотаблицу к описанию животного «ёж», задаёт детям наводящие вопросы). Дети отвечают (см. Приложение 5 «Мнемотаблица к описанию животного «ёж»)
Воспитатель:
Где живёт? Какой дом? Какая шубка? Чем питается? Правильно ребята, это Ёж. (Воспитатель показывает детям игрушку ежа).
Посмотрите, ёжик, как и заяц, тоже живёт в лесу - значит он лесной житель.
Они всеядны. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. Из растений может поедать ягоды и фрукты. Ещё ёжика сравнивают с деревом – Ёлка, Как вы думает, почему?
Дети: Потому, что он колючий
Воспитатель: Молодцы! Ёжик предлагает нам поиграть с ним. Хотите?
Дети: Да
Коммуникативная деятельность/массаж с мячами су-джок «Игра с Ёжиком»
(Дети с воспитателям сидят на ковре, играют с мячами су-джок, мяч на каждого ребёнка. Выполняют движения в соответствии с текстом, при этом проговаривая слова).
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока-
Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам «Спасибо» пропищал.
Воспитатель: С ёжиком мы поиграли. Давайте поможем ему собрать запасы на зиму.
Познавательная деятельность/игра с развивающим материалом с использованием Коврографа Ларчик «Разложи правильно, в соответствии с цветом и величиной» (см. Приложение 6 «Карточки – схемы к развивающим играм Блоки Дьенеша, игры Воскобовича «Коврограф Ларчик»)
Воспитатель: Ребята, вы слышит? Кто же так рычит?
Художественно-эстетическое развитие/Аудиозапись «Звук рычания медведя».
(Дети слушают звук, дают предполагаемые ответы)
Дети: Медведь. (Воспитатель показывает игрушку медведя).
Воспитатель: Правильно, это медведь. А что вы знаете об этом животном.
Ответы детей. (Возможно использование картины, иллюстрации медведя)
Воспитатель: Какой медведь? (большой). Сколько у медведя лап? (Четыре). Зверь ходит на четырёх лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые уши. Ещё у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям. Какая шерсть у медведя? (густая, коричневая, тёплая). Ему в такой шубе очень тепло. Шерсть у медведя коричневая, но чаще говорят — бурая. Поэтому его так и называют — бурый медведь.
А где живёт медведь? Правильно, он живёт в лесу – он лесной житель.
Его домик называется берлогой. Она находится в земле, медведь сам роет её для себя и своих деток. Медведи питаются ягодами, корнями, клубнями, грибами, орехами и желудями. Ещё медведь мишки очень любит мёд. Поэтому его называют сладкоежкой.
Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег. Говорят, так: впадает в зимнюю спячку. Все медведи должны зимой спать, потому что кушать в лесу зимой нечего. Будить медведя нельзя, иначе он может сильно разозлиться.
( В ходе обобщающего рассказа воспитателя предлагается детям повторить слова вместе и индивидуально: бурая, когти, густая, лесной житель, спячка, берлога, сладкоежка)
Ребята, а давайте медведю расскажем стихотворение о нем:
Коммуникативная деятельность/ чтение детьми стихотворения «Бурый мишка» Автор: Н. Шконда
Дети:
Косолапый бурый мишка
Мастерит себе домишко.
Ветки, сучья собирает,
Носит в кучу, как играет.
Все скорее на подмогу
Строить Мишеньке берлогу.
Очень тёплое домишко,
До весны заснёт в нем мишка.
Молодцы ребята. Медведю очень понравилось, как вы про него рассказываете, ребята я предлагаю вам вспомнить сказки, в которых есть медведь.
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя».
Воспитатель: Ну, что же ребята мы сегодня замечательно попутешествовали по осеннему сибирскому лесу, узнали про диких животных, которые здесь живут. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и скажем волшебные слова: Повернись, повернись и в детском саду окажись.
Коммуникативная деятельность/проговаривание волшебных слов.
Повернись, повернись и в детском саду окажись (звучит спокойная музыка).
Заключительный этап. Рефлексия
Дети вместе с воспитателем садятся на ковёр.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас потрогать тактильные дощечки и выбрать, по ощущениям, похожие на ежа, зайца и медведя. (Дав ответ, ребёнок сможет сам себя проверить, перевернув дощечку, на обратной стороне которой изображено животное). Какое животное напоминает дощечка? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше?
Дети: ёж, заяц, медведь.
Игровая деятельность/Игра «Угадай по описанию».
В ходе игры, воспитатель уточняет у детей, почему вы выбрали именно такую тактильную дощечку, чем она напоминает им дикое животное?
(см. Приложение 7 «Тактильные дощечки к описанию меха животного»)
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем вы сегодня встретились в лесу?
Дети: С зайцем, с ежом, с медведем.
А кто знает, как назвать всех одним словом?
Дети: Животные
Воспитатель: Где эти животные живут?
Дети: в лесу
Воспитатель: Да, они живут в лесу, далеко от человека. Как их называют одним общим словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Ребята, слышите?
Звучит голосовое сообщение от «Медведя:
(Здравствуйте, дорогие ребята. Я медведь из сибирского леса. Хочу вам сказать, что мы, с моими лесными животными, были очень рады нашей встречи. Мы будем очень рады, если вы снова придёте к нам в гости. Но, а сейчас мне пора идти в свою берлогу, ведь зимой все медведи и большие и маленькие должны спать. Мои друзья, животные, приготовили для вас вкусный подарок, он в корзинке. Ну, а я желаю вам всем хорошей зимы).
Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам, поблагодарить медведя и его друзей животных, за вкусный подарок. Давайте в ответ скажем спасибо.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Молодцы! Ну, что теперь давайте откроем нашу корзинку и узнаем, что же в ней такого вкусного.
(Воспитатель с детьми открывает корзинку, находят печенье).