Наталья Гукова
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Окружающий нас мир велик и разнообразен, включает в себя социум, мир природы, мир предметов созданных человеком.
Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Публикация «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить его самостоятельно ориентироваться и действовать в нем.
Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а в организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что–то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию.
В наше время, когда поток различной информации поглощает не только взрослых, но и детей, важно направить неокрепший ум ребенка в нужное русло.
Ребенок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать, синтезировать.
Чтобы приучить ребенка думать и мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает дидактическая игра. Дидактические игры направлены на обогащение опта детей знаниями и сведениями об окружающем мире.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший уникальную особенность детей, - предприимчивостью обучению в игре, с помощью игр и игрушек.
Чаще всего игры соответствуют тематике текущих занятий в различных видах детской деятельности (развитие речи, ФЭМП, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром и т. д.).
Структурные компоненты дидактических игр (замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное отношение ребенка к сообщаемым и усваиваемым представлениям.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит «в повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются в мозгу» (Е. И. Тихеева). Все это говорит дидактической игре как удобном эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.
В процессе ознакомления детей с окружающим миром и накопления у них познавательного опыта выделены три группы игр:
- на получение информации о предмете;
- на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего);
- на развитие стремления к творческому преобразованию окружающего мира.
К первым относятся игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Скажи, как используют этот предмет», «Подбери предметы с одним назначением».
В играх второй группы дети исследуют объекты для выяснения существенных связей в системах «Человек – природа», «Природа – человек-
предмет»: «Наши помощники», «Что звучит?», «Бумага, какая она?», «Когда это бывает?», «Удивительное стекло», «Мир тканей».
Игры третьей группы «Назови по – другому», «Можно – нельзя», «Эволюция предметов», «Кто интереснее закончит рисунок?».
Система дидактических игр имеет педагогическую ценность, направленную на формирование личности ребенка, способствующую накоплению знаний об окружающем мире.
В старших группах дидактическая игра может проходить как часть мероприятия или в блоках: совместная деятельность в подгруппе, в самостоятельной деятельности (знакомая игра, в индивидуальном блоке (как неусвоенный материал).
Развивающая среда в группе способствует накоплению у детей познавательного опыта. В каждой игровой зоне можно поговорить о предметах, их свойствах, качествах, сравнить и т. д. Для наглядного подкрепления целесообразно использование метода мнемотехники.
В уголке художественного творчества – предметы для рисования, принадлежности, бумага.
В уголке природы – растения, схемы, модели по способу ухода за ними, по взаимосвязи света, полива и роста растений.
Конструктивный уголок – строительные детали разной формы и различного материала, схемы построек, альбомы с различными типами построек.
Кукольный игровой уголок – одежда, посуда, продукты овощи фрукты, бытовая техника.
Музыкальный уголок – музыкальные инструменты.
Театральный уголок - театральные игрушки, герои сказок, маски.
Уголок экспериментирования – предметы для опытов и экспериментов: лупы, магнит, различные природные материалы и т. д.
Уголок по речевому развитию – подбор загадок по всем разделам окружающего мира, подборка игр.
Уголок по развитию элементарных математических представлений – развивающие игры.
Предметные тематические выставки: «От лучины до лампочки» (лучина – свеча – керосиновая лампа – лампочка); «От бревна до парохода» (бревно – плот – деревянная лодка – парусник – пароход).
При организации и проведении дидактических игр и игр – мероприятий важно создать особую атмосферу, которая позволит ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к окружающему миру. Необходимо сотрудничество воспитателя и ребенка.
В старшей группе при организации специально организованного обучения по формированию познавательных способностей акцент делался на предметный мир, дети учились описывать предмет с помощью условных символов, по схеме определяли принадлежность предмета к природному или рукотворному миру, отгадывали его по названию признаков
Дети устанавливали причинно – следственные связи между явлениями окружающей среды и предметом (мороз – шуба, дождь – зонт, волосы – расческа и т. д., учились определять функции в назначении предметов, облегчающих труд в быту. Для этого в группу были внесены игрушки по теме «Бытовая техника».
Дети приходили к пониманию того, что предмет – результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию, закрепляли умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему. Для этого так же использовались методы с использованием наглядной модели – мнемотаблицы, пиктограммы, схемы, звуковые дорожки, и т. д.
Предлагаем примерное перспективное планирование по использованию дидактических игр для формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Октябрь
- «Что где растет?» (модель – этажи леса);
- «Что из чего сделано» (разные материалы);
- «Овощной магазин» (продавец);
- «Лесной магазин» (грибы, ягоды).
Ноябрь
- «Живая природа» (фрукты);
- «Удивительное стекло» (разные материалы);
- «Где живут люди» (ближнее окружение);
- «Что предмет расскажет о себе?» (грузовой транспорт).
Декабрь
- «Все, что близко» (модель улицы);
- «Каждому предмету – свое время» (транспорт: от кареты до автомобиля);
- «Воображаемые ситуации» (едем в путешествие).
Январь
- «Живая природа» (зима);
- «Чьи это вещи?» (одежда);
- «Угадай, какой предмет загадан» (посуда);
- «Про меня самого» (мои любимые праздники).
Февраль
- «Наши улицы» (модель города);
- «Что было, что будет» (неживая природа, свойства воды, снега, льда);
- «Каждой вещи – свое время» (одежда по сезонам);
- «Кто быстрее?» (классификация предметов по их материалам: кожа, резина, поролон).
Март
- «Живая природа» (дикие животные);
- «Кто где живет?» (модель леса);
- «Подбери вещи с одним назначением» (головные уборы);
- «Кому что нужно для работы» (профессия врач – медицинские приборы).
Апрель
- «Живая природа» (деревья, кусты, трава – модель леса);
- «Что сначала – что потом» (модель цветка: корень, стебель, листья, цветок);
- «Что куда?» (Что кладем в кастрюлю, что в шкаф).
Май
- «Когда это бывает?» (времена года);
-«Кто как передвигается» (насекомые: бабочка, кузнечик, гусеница).
Литература
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.
2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., 2007.
3. Дыбина О. В. Рукотворный мир. М., 2-14.
4. Фокина Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи. СПб., 1995.