Марина Кондратенко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст представляет собой достаточно резкий скачок в физическом, психическом, эмоциональном развитии детей. Это время выступает сенситивным периодом для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речь становится более опосредствованной со знаковым характером, развиваются высшие психические функциями. Для дошкольника это время является наиболее важным и стремительным. Это определяет актуальность выбранной нами темы исследования.
Темочки:
Отметим, что у дошкольника постепенно формируется сенсорное развитие. Одной из его частей становится чувственное сознание. В которое включается ощущение и восприятие. Под термином восприятье нами понимается отражение предмета, явления, процесса и совокупности их свойств при прямом воздействии данных предметов и явлений на определенные органы чувств. Ощущения, отражают лишь некоторые свойства предметов в отдельности. Дошкольный возраст характеризуется осмысленным проявлением восприятия, а также его целенаправленностью. Мы можем выделить в восприятии три составляющие: наблюдение, рассматривание, поиск [1, c.82].
Необходимо отметить, что восприятие во многом зависит от речи ребенка, так как малыш воспроизводит название качеств, признаки, состояния объектов, а также отношения между ними. Восприятие, в дошкольном возрасте, характеризуется следующими пунктами: восприятие становится особой познавательной деятельностью; одно из ведущих мест занимает зрительное восприятие, так как в процессе восприятия предметов, дети учатся наиболее точно понимать цвет и форму предметов; совершенствуются умения по определению направления в пространстве, о взаимном расположении предметов, последовательности событий.
Перейдем к следующему составляющему познавательного развития – вниманию. Оно подразумевает под собой направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Термин внимание представляется нам психическим процессом, важное условие которого – совершение любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Объем становится больше: дошкольник умеет оперировать двумя – тремя предметами одновременно. Процесс развития внимания осуществляется за счет изменения организации его жизни, освоения новых видов деятельности, таких как: трудовая, игровая, продуктивная.
К 4-5 годам дошкольники совершают свои действия под влиянием взрослого окружения. В речи воспитателей появляются такие фразы, как: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». При выполнении своей деятельности, ребенку необходимо сохранять внимание. Развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Для развития послепроизвольного внимания необходимо завершение становления произвольного, это зависит от привычки прилагать волю для достижения цели [5, c.107].
Интересно, что процесс развития внимания в дошкольном возрасте имеет свои особенности: происходит значительный рост его концентрации, объема и устойчивости; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание детей становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Перейдем к такому составляющему познавательного развития, как память. По мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте память занимает важнейшую роль, развитие которой дает возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление. В начале дошкольного периода память у детей непроизвольная. Для ребенка не существует цели запомнить что-либо специально, либо вспомнить. Для етей легко даются запоминания стихотворений, рассказов, диалогов из мультфильмов и фильмов. В процессе запоминания ребенок учится сопереживать главным героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. Средний дошкольный возраст, между 4 и 5 годами, характеризуется началом формирования произвольной памяти. На данном этапе характерно приобретение интеллектуального характера для памяти, в процессе которого происходит формирование элементов словесно-логической памяти. Для нее характерны следующие особенности: преобладание непроизвольной образной памяти; приобретение памятью интеллектуального характера; обеспечение словестно-смысловой памятью опосредованного познания и расширения сферы познавательной деятельности ребенка; формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
Следующим составляющим познавательного развития считается мышление. Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основной вид мышления - является наглядно –образное, которое сочетается с репрезентативным интеллектом по терминологии Жана Пиаже. В данном возрасте мышление дошкольника происходит образно, он еще не приобрел взрослую логику рассуждения. Из-за этого дети решают мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость, дети пытаются объяснить определенные явления и процессы. Появление вопросов от дошкольников - показатель развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре становится основой для детского мышления, которые позволяют перейти на другую точку зрения, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Обратим внимание на то, что развитие мышления имеет свои особенности такие как: Особенности развития мышления в дошкольном возрасте : детьми решаются мыслительные задачи, мышление переходи во внесивнеситуативное; развитие речи учит рассуждать, возникает понимание причинности явлений; вопросы дошкольников выступают в качестве показателей развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; дети переходят от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; дети экспериментируют, помогают понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; происходит становление предпосылок для развития ума, самостоятельности, гибкости и пытливости [3, c.67].
Следующим составляющим познавательного развития мы назовем воображение. Данный термин понимает под собой психический познавательный процесс по созданию новых образов, перерабатывая материалы восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Дети дошкольного возраста имеют схематичное, бледное воображение, в основе образов лежат комбинированные материалы, хранящиеся в памяти. Первое время воображение опирается на образы предметов, которые хранятся в памяти, оно формируется в процессе игры, гражданской и конструктивной видах деятельности, которые плавно переходят в фантазирование. Предметы фантазии начинают волновать, увлекать детей. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Потом дошкольники создают замыслы и планы по их реализации. Отметим, что достаточно важным пунктом является преобразование планов и замыслов в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира [2, c.91].
Последним составляющим познавательного развития, которое мы рассмотрим является развитие речи. Данный термин выражается процессом общения, опосредованного языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Перечислим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте, которые нужно учитывать: расширять словарный запас и развитие грамматического строя речи; феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур; уменьшать эгоцентризм детской речи; развивать фонематический слух и осознания словесного состава речи; развивать функции речи. Речь может иметь несколько форм использования: речь, как орудие общения и речь, как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения.
Речь как орудие общения, возможно использовать только в наглядной ситуации. Затем происходит возникновение способности связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т. п.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития познавательных процессов, которые играют важную роль в процессе взросления детей.
Список литературы:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. – М. : Академический Проект, 2013. – 672 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека. – М. : Смысл, 2010. –360 с.
3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.
4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М. : Гардарики, 2012. – 352 с.
5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М. : Педагогика, 2010. – 304 с.