нат гейм
Познавательно-исследовательский метод обучения как эффективный способ ознакомления дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
познавательно-исследовательский метод обучения как эффективный способ ознакомления дошкольников с природой родного края»
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством.
Публикация «Познавательно-исследовательский метод обучения как эффективный способ ознакомления дошкольников с природой родного края» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Таким образом, я поставила перед собой следующую
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу родного края и бережно относиться к ней.
Задачи:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка - дошкольника;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе.
В нашем детском саду я провожу работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в НОД.
Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто в НОД я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима» другие. Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Осенняя фантазия» и т. д. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Предлагаю вниманию родителей буклеты, брошюры, памятки экологического содержания.
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», Беседую с родителями, даю конкретные советы. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим мультфильмы Детям очень нравятся мультфильмы из серии «Уроки тетушки Савы», которые учат детей в том числе правилам обращения с природой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления:
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в
через ознакомление с природой родного края». Свое сообщение нам хочется
словами советского педагога Василия Александровича Сухомлинского
Умейте открыть перед реб нком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда
что-то недосказанное,
чтобы реб нку захотелось
ещ и ещ раз
возвратиться к тому, что он узнал"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно дошкольник. Реб нок активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. У выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые являются основой обучения в начальной школе.
Дети по природе своей исследователи. Экспериментирование, практические опыты предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все исследовать, открыть, изучать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В работе с современными дошкольниками метод экспериментирования помогает педагогу раскрыть будущий потенциал детей. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,о его взаимоотношениях с другими с объектами и средой обитания. Но педагогам необходимо помнить о недопустимости проведения опытов, приводящих к гибели живого, например растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения: растения вянут, бледнеют, вытягиваются побеги, необходимо сразу изменить их условия существования.
В процессе детского экспериментирования происходит процесс интеграции образовательных областей. Что и было представлено вашему вниманию сегодня на занятии.
В результате познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников активизируются мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умозаключения, развивается речь и память ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
При ознакомлении ребенка с окружающим миром задействованы все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребенок воспринимает, запоминает, осмысливает, усваивает и закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок экспериментирует, исследует, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
В ДОУ создана и активно используется опытно-экспериментальный миниуголок, который стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребенка в освоении окружающего мира, где мы проводим опыты:
• с объектами живой и неживой природы;
• по ознакомлению с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомимся с основными видами движения (например, скорость и направление ветра).
Уважаемые коллеги, здесь мне хочется остановиться и еще раз напомнить вам, что при проведении с ребятами опытов необходимо проинструктировать детей о соблюдении основных правил техники безопасности.
Опытно-экспериментальную деятельность с дошкольниками можно
проводить:
• во время занятий (начиная с элементарного смешивания красок на рисовании, до более сложных – изучение свойств полезных ископаемых)
• на прогулке (например, влияние окружающей среды на рост растений; направление и скорость ветра, зимой знакомые всем опыты со снегом, в теплое время года, исследуя камни, дети определили, к какой природе они относятся; наблюдая за лужами после дождя, можно провести опыт под названием «Лужа морщится» и др.)
• в свободное время (в уголке природы, это могут быть опыты с водой, землей, песком, природным материалом).
Например, в рамках проектной деятельности на тему «Огород на окошке» в процессе исследовательской деятельности, дети выяснили, как надо сажать семена и ухаживать за рассадой в комнатных условиях.
В ходе образовательной деятельности на тему: «Поможем воде стать чистой» дети познакомились с различными способами очистки воды, используя разнообразные материалы, создали свой фильтр и помогли воде стать чистой.
Во время познавательной игры : «Путешествие на корабле» дети в процесс эксперимента «тонет – не тонет» самостоятельно сделали вывод, из какого материала можно построить корабль, чтобы он не утонул.
Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка, но в то же время организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, формируя у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды.
Известно, что образовательные задачи нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей воспитанников и полного взаимопонимания между родителями и педагогами ДОУ.
На родительских собраниях воспитатели знакомят родителей с проводимой работой в ДОУ по данному направлению:
• это – показ открытых занятий, презентаций, видеофильмов.
После чего родители активно включились в познавательноисследовательскую
деятельность, проводимую в ДОУ:
• с интересом пополняют уголок для экспериментирования различными видами природного материала, лабораторным оборудованием;
• и многие проводили в домашних условиях простейшие опыты при ознакомлении, например, с магнитом и его свойствами. После чего в группе была организованна выставка детских рисунков.
• и активно участвуют в всероссийских интернет-олимпиадах для дошкольников «Я - гений».
Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники учатся не только экспериментировать, но и ближе знакомиться с природой родного края. Данный вид работы позволяет педагогам воспитывать нравственно-патриотические качества, любовь, уважение и сохранение природного богатства малой Родины.
И в заключении нам хочется сказать словами русского ученого Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Литература:
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников»–М. : ТЦ «Сфера», 2005г. ;
2. Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников» /Учебнометодическое
пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013г. ;
3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в
детском саду» –М. : ТЦ «Сфера», 2004г. ;
5. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного
возраста» — Волгоград: 1995г. :
6. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» – М. : Линка-Пресс, 1997г. ;
7. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком» // Обруч, 1997. — № 2;
8. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» // Обруч, 1998. — № 2;