Наталья Безрукова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников»
Воспитатель : Безрукова Наталья Васильевна
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитие ребенка. Здесь он получает уроки воспитания и образования, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в воспитательно-образовательном процессе вряд ли возможно.
В нашем детском саду «Петушок» г. Нефтегорска большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Каждый педагог стремиться привлечь родителей к яркой, интересной совместной деятельности. Сделать каждую встречу с родителями познавательной, оказать им практическую помощь, обобщить лучший семейный опыт позволили следующие мероприятия:
1. Родительские собрания;
2. Родительские гостиные и клубы по интересам:
- «Рукодельница»;
- «Волшебный мир музыки»;
- «В мире красок»;
- «Чудо-техника»;
3. Круглые столы;
4. Индивидуальальные консультации воспитателей, педагог - психолога, учителя - логопеда;
6. Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности;
7. Дни открытых дверей
8. День Дублера
9. Мастер – классы и т. д.
Одна из задач детского сада поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике. Познавательно – исследовательские проекты – один из методов дающий возможность дошкольникам обратить внимание на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения, формирует умение анализировать, обобщать, сравнивать, наблюдать, расширяет кругозор. Проекты разрабатываются в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Такая совместная деятельность реализовалась в познавательно – исследовательский проект «Такие разные микробы». Было тщательно продумано и спланировано взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении.
На I этапе было разработано положение о смотре - конкурсе семейных проектов. Родители ознакомились с условиями и задачами проектной деятельности, ее возможными вариантами. С детьми обсудили тему проекта, создали мотивацию с предстоящей деятельности.
На II этапе воспитатели стали консультантами, советниками. Идеи проекта воплотились в театрализованное представление: «Мойдодыр против микробов», фотоколлаж «Микробы среди нас», реклам «Мыло моет чисто».
На III этапе - презентация семейных проектов на тему «Такие разные микробы».
Темы семейных проектов:
1 семья «Микробы. Их вред и польза»
2 семья «Чистота-залог здоровья»
3 семья «Ученые, изучающие микроорганизмы»
4 семья «Наш помощник – микроскоп»
5 семья «Продукты, изготовленные при помощи бактерий».
Дети совместно родителями презентовали свои проекты, рассказывали про работу над своей темой, делились наблюдениями и переживаниями. Много удивительного и познавательного узнали дети, а также родители о микробах во время данных экспериментов.
Тему нового проекта по познавательно-исследовательской деятельности подсказали нам родители, жители города Нефтегорска. Цель проекта: расширение знаний детей о родном городе, о его зарождении, о нефти и её свойствах. Тема познавательно-исследовательского проекта стала «Нефтяная капелька».
И здесь идеи семейных проектов поддержали родители нашей группы:
1 семья – «У истоков нефти»
2 семья – «Наша семья – семья нефтяников»
3 семья – «Нефть – всему голова»
4 семья – «Что можно сделать из нефти».
В группе была создана лаборатория, где дети были исследователями. Они рассматривали нефтяную капельку, выполняли опыты с ней, затем делали свои выводы, активными помощниками являлись родители.
На этапе реализации проектов была организованна встреча с экологом Нефтегорского газоперерабатывающего завода. Она призывала педагогов и родителей воспитывать в детях экологическую культуру, поблагодарила родителей за их активное сотрудничество с детским садом.
Педагоги не требовали от детей ясного словесного оформления проблемы исследования. Мы понимаем, что исследовательская деятельность – деятельность творческая, ребенок не всегда ясно осознает, зачем он это делает и уже тем более не знает, что он найдет в итоге. Но итог деятельности был интересным. Выводы, сделанные детьми, заслуживали большего внимания.
Родители воспитанников после плодотворной работы над проектами сделали вывод о том, что совместный творческий, исследовательский поиск является неотъемлемой частью воспитательно – образовательной работы, существенно обогащает взаимоотношения между родителями и детским садом.
6. Литература
1. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательство «Карапуз»
2. Веракса Н. Е., О. Р. Галимова Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4- 7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2014.
3. Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.
4.«Я познаю мир». Медицина, 2002 г.