Анна Зайцева
Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой : с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной.
Публикация «Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работая с детьми дошкольного возраста, наблюдала такую тенденцию, они не проявляют особого интереса к охране природы родного края и бережного отношения к ней, затрудняются отвечать на поставленные вопросы.
Беседуя с детьми на темы экологического воспитания заметила, что у них недостаточно сформирован стиль поведения в природе (не оставляй после себя мусор, не разоряй муравейник, не срывай цветок и листок без надобности). Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного отношения к природе родного края.
Считаю, что нужно учить наших детей, правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.
Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Поэтому цель моей работы: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
Формировать знания о природе родного края, через систему экологических игр.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Особую роль отвожу непосредственно образовательной деятельности.
Ставлю перед детьми проблемные ситуации, например: "Как зайке не промокнуть под дождём", "Как полить цветы без лейки". Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку предлагаю поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах. Свои рисунки дети показывали вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому, или иному персонажу. В результате работы по решению творческих задач дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Использую в работе опыты и эксперименты с песком и глиной, водой, снегом, где ребята узнают их состав, свойство, качество. Например, опыт с водой "Разноцветный мыльный пузырь». На столе стоит две ванночки с водой. В первую ванночку добавлено мыло, а во вторую нет. Встает перед детьми проблема, почему в одной ванночке мыльные пузыри надуваются, а в другой нет. Дети пришли к выводу что, в одну из этих ванночек было добавлено жидкое мыло, а в другой была простая вода.
Читая художественные произведения В. Бианки "Храбрый лис", "Умная уточка", русские сказки о природе; И. Бунина "Листопад", "В лесу" и рассматривая цветные иллюстрации детских энциклопедий, оформляем тематические выставки рисунков и подделок из природного материала.
Организую игры - путешествия, так как считаю, что очень важно заинтересовать и увлечь детей. В таких играх полученные знания становятся прочными, запоминаются надолго. Использую наглядный материал (картины, иллюстрации, мультимедиа презентации, видеофильмы, экологические сказки). Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Со старшими детьми и родителями создаем коллекции природного материала, гербарии. Например: «Мир камней», «Волшебная глина», «Полезный песок».
При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми использую интеграцию образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие (конструктивная деятельность, социально – коммуникативное развитие, которая наиболее успешно заканчивается продуктивной деятельностью. Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении непосредственно образовательной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. С детьми младшего дошкольного возраста проводила наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняла художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки и др. А к старшему дошкольному возрасту уже формирую достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.
Во время прогулок провожу наблюдения за растениями, насекомыми, погодой. На прогулку берём с собой увеличительные стекла. Предлагаю рассмотреть кору дерева, каплю, воды на травинке, семена одуванчиков,и т. д.
При организации игр использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников разработала систему сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Организую консультации, семинары и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов.
Это позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение, активно участвовать в экологических мероприятиях (летом - озеленение участка; зимой - оригинальная ледяная фигура).
Одна из форм работы с родителями, которая вызвала большой интерес - создание листовок на тему «Берегите природу». Родители отражали в листовках интересные предложения о бережном отношении к природе, фотографии о загрязнении людьми природы и показывали свой положительный опыт семейного воспитания.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
Для выявления знаний бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе экологического воспитания использовалась методика С. Н. Николаевой, которая предполагает:
формирование бережного отношения к природным явлениям и объектам;
ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей бережно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Таким образом, результаты педагогической диагностики показали, что у 36% детей формируется бережное отношение к природе, дети проявляют желание ухаживать за растениями уголка природы и участка детского сада. Иногда проявляют инициативу самостоятельно, но зачастую принимают предложение педагога по уходу за животным и растительным миром. А у 64% детей уже сформированы экологические знания бережного отношения к природным явлениям и объектам. Дети стараются не причинять вред растениям и животным, в некоторых ситуациях могут указать товарищу на его неправильное действие. Отношение к природе у детей исключительно положительное, объекты природы вызывают познавательную потребность. У детей есть стремление к взаимодействию с природой, не ставящее цели получить от природы что - то "полезное".
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что разработанная система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу родного края.