МААМ-картинки

Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры

Тамара Лунёва
Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными названиями живых объектов как средства формирования основ экологической культуры».

В дошкольной педагогике экологическое образование появилось на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века.

Публикация «Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры» размещена в разделах

Целью экологического образование дошкольников является формирование основ экологической культуры – базисных компонентов, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Данная цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры.

В рамках данного направления все чаще используется элементы этнопедагогики. Например, осуществляется ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными названиями растений и животных. Однако, существует противоречие между практической потребностью в использовании возможностей интеграции этнопедагогики и экологического образования и отсутствием научно-обоснованной технологии реализации этой потребности, в частности, в процессе ознакомления с живыми объектами старших дошкольников.

Это определило тему моей работы по самообразованию: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными названиями живых объектов как средства формирования основ экологической культуры».

Цель моей работы: систематизировать материал по использованию народных названий живых объектов в процессе формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.

Перед собой я поставила такие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Уточнить понятие экологической культуры как результата экологического образования.

3. Изучить особенности субъективного отношения к природе у дошкольников как психологической основы формирования адекватных экологических представлений.

4. Разработать методическое пособие «Использование народных названий растений ближайшего природного окружения в работе со старшими дошкольниками».

Следует отметить, что российская система экологического образования направлена на формирование, в первую очередь, экологической культуры.

Многолетнее изучение проблемы экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры. По мнению И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, экологическая культура строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события в природе и жизни людей.

Научной основой оптимизации взаимоотношений человека с природой может быть только экология, следование её объективным законом. В. Р. Душенков писал: «Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой».

Академик Б. Т. Лихачев отмечал, что экологическая культура должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры охватывает интеллектуальные, эстетические, этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

В настоящее время специалисты утвердили принцип «расширения зоны видения, - изучение не отдельных объектов, а восприятия мира в целом, где ориентация направлена на абсолютные культурные ценности. Нельзя не согласиться с И. Р. Пономаревой, которая утверждает: «Современная ориентация на развитие экологической культуры как главной задачей экологического образования ставит своей наипервейшей целью – сформировать знания о законах, по которым живет природа, в систему основополагающих понятий о принципах, процессах в живой природе».

Познание природных законов начинается в дошкольном детстве на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. Важным в связи с этим является учет особенностей восприятия природы детьми дошкольного возраста, в частности субъективного отношения. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющиеся фактором, обуславливающим поведение.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Данный термин предложен К. Лоренцом.

Психологический релизер – это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием, в первую очередь, социальных психологических релизеров.

Что же означает данный термин? Специальные психологические релизеры – это определенные слова или словосочетания, значение которых изначально несут в себе эмоциональную оценку: или положительную или отрицательную.

Например, положительными психологическими релизерами являются словосочетания «плакучая ива», «благородный олень», «анютины глазки» и т. д. Отрицательными – «гриф-стервятник», «жук-навозник» и т. д.

Социальные релизеры действуют в рамках второй сигнальной системы. Значение данных релизеров вырабатывается социумом, является кристаллизацией опыта того или иного общества. В некоторых случаях эмоциональная оценка, заложенная в значении социальных релизеров, носит четко выраженный эстетический характер.

Например: «красавка» (народное название одного из вида журавлей, «кудрявая березка».

В других социальных релизерах такая оценка является этической по своему характеру. Иными словами, поведение или жизненные проявления природного объекта оцениваются с точки зрения человеческой морали, например, «хитрая лиса», «трусливый заяц», «сорока-воровка».

Социальные релизеры могут быть различными по своему происхождению. В. Прибольдту принадлежат слова: «У каждой нации своё собственное понятие природы», иными словами, восприятие природы имеет определенную этнопсихологическую обусловленность.

В эпоху зарождения языка из множества перцептивных признаков, присущих тому или иному природному объекту, вычленялись те, которые значимы для принятия определенного поведенческого решения и последующего действия с ним. Какие именно признаки при этом выделялись, зависело от мотивации доминирующей деятельности с данным природным объектом. Сформировавшееся поведенческое решение по отношению к природному объекту в дальнейшем оформлялось в виде соответствующей поведенческой установки. Такая установка часто фиксировалась в самом названии этого природного объекта или в устойчивых словосочетаниях, неразрывно связанных с ним (например, чистотел – чистить тело, подберезовик – растет под березой, земляника – ягоды низко скланяются к земле).

Русский язык ещё не утратил связи с архаическими истоками. В названии многих живых объектах до сих пор явно прослеживается механизм их возникновения (например, «бессмертник», «мухомор», «чертополох»). В других случаях археотипическое значение оказывается полностью стертым, и название природного объекта может приобрести противоположную нагрузку.

Например, слово «василек» восходит к названию мифологического существа Василиска, приносящего людям беды, как и сам сорняк – василек приносит неприятности хлеборобу, хотя в настоящее время за счет приятного фонематического оформления это название воспринимается как положительное.

Социальные психологические релизеры в той или иной степени входят в познавательную сферу ребёнка – дошкольника, формируют эмоциональное отношение к миру природы. Я считаю, что в связи с этим целесообразно знакомить детей дошкольного возраста с народными названиями живых объектов вообще и растений в частности.

Учитывая актуальность проблемы, я планирую разработать методическое пособие, которое будет включать материал, позволяющий осуществлять ознакомление старших дошкольников с растениями местного края, а также растениями, восходящими в экологическое пространство ДОУ, через использование их народных названий. При построении системы экологического воспитания буду учитывать национально-региональный компонент. Планирую собрать образцы планов разных видов деятельности (бесед, занятий, экологических сказок, включающих материал по ознакомлению детей с народными названиями растений местного края, а также экологического пространства ДОУ.

Публикации по теме:

Доклад «Анализ образовательной деятельности ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» п. Преображение Лазовского.

Доклад для детей подготовительной группы «МКС» Международная космическая станция, сокр. МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) —это огромный.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» Многие из вас, тов. родители, готовя ребёнка.

Доклад из опыта работы по ЗОЖ Здоровье населения-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение.

Доклад на МО «Педагогический поиск» Социализация детей Особой заботы средствами музыки. Конспект занятия для педагогов на МО. Музыкальный руководитель МБДОУ №69 Панова И. А.

Отчет о применении СОТ В 3 четверти в дошкольной группе продолжалась работа по применению СОТ в течение каждого дня. Что было сделано? 1). Здоровьесберегающие.

Доклад «Пальчиковая гимнастика с ручкой» Доклад на тему: "Пальчиковая гимнастика с ручкой". Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. Пальчиковая гимнастика с ручкой. Пальчиковая гимнастика.

Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.

Доклад «Природа в развитии ребенка» ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого,.

Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников» Доклад Эмоциональная сфера дошкольников Тема: Развитие эмоциональной сферы детей Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 16:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Лунёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД