Елена Налетова
Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
выступление на защите ВКР
«Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.»
СЛАЙД 1 обложка
Публикация «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования идея позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка становится ключевой, отражая смысл, цели и ценности дошкольного образования. Социализации современного дошкольника необходим современный педагогический подход в ДОО, который в Стандарте дошкольного образования определяется как психолого-педагогическая поддержка.
СЛАЙД 2
Объектом исследования является - позитивная социализация детей дошкольного возраста.
Предметом исследования - педагогическая поддержка позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Мы поставили перед собой цель: выявить оптимальные формы, методы и приёмы педагогической поддержки позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
СЛАЙД 3
И определили перед собой ряд задач: (вы их можете видеть на слайде)
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровень развития позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.
- разработать и экспериментально проверить методы и приёмы формирования педагогическая поддержка позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности;
-обобщить результаты исследования, сформулировать выводы по развитию позитивной социализации детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 4
Мы выдвинули гипотезу что: педагогическая поддержка позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности будет успешно осуществляться, если:
1. Осуществляется повышение компетентности педагогов в проблеме развития позитивной социализации старшего дошкольного возраста.
2. разработана программа развития позитивной социализации в процессе проектной деятельности, обеспечивающая постепенное овладение социальным опытом.
3. осуществляется обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
СЛАЙД 5
На основе исследований Е. А. Александровой, О. С. Газмана, Т. В. Анохиной, В. П. Бедерхановой, С. М. Юсфин, Т. А. Строковой и др. мы рассмотрели различные подходы к определению понятия "педагогическая поддержка" и сделали выводы, что в педагогической науке нет однозначной трактовки данного термина. Педагогическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем ребёнка и реализуется педагогами в проблемной ситуации.
Важным условием педагогической поддержки является то, что она подразумевает режим общения, диалога и сотрудничества взрослого и ребенка, что особенно важно в работе с дошкольниками.
СЛАЙД 6
Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, М. А. Галигузова, Ю. Н. Галигузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Главную роль в успешной социализации личности детей играет грамотно организованная, планомерная и систематическая работа, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка, а так же учитывающая социальную ситуацию его развития.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.
Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.
СЛАЙД 7
Мы сделали вывод, что форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации это проектная деятельность.
Для выявления особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста нами был разработан констатирующий инструментарий, который отражает фиксированные данные всех интересующих нас показателей.
СЛАЙД 8
Базой исследования стал МАДОУ детский сад "Солнышко" с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.
В экспериментальной работе участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 9
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе мы ставили задачи:
1. Определение критериев и показателей социализации детей старшего дошкольного возраста.
2. Диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 10
В научной психолого-педагогической литературе определены критерии и показатели социализации :
1 Социальная компетентность;
2. Социальная активность;
3. Социальная адаптация;
На основе критериев и показателей, нами были выделены три уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.
-Высокий уровень;
-Средний уровень;
-Низкий уровень;
СЛАЙД 11
В ходе констатирующего эксперимента, который включал в себя несколько этапов, направленных на изучение отношений ребенка и взрослого, изучение отношений ребенка со сверстниками, отношение ребенка к самому себе, мы провели мониторинг.
Для проведения мониторинга развития социализации детей старшего дошкольного возраста использовались следующие диагностические методики: методика «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Степанова Г. Б., «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) направленные на выявление особенностей социальных представлений детей старшего дошкольного возраста, проявляющихся в условиях общения со взрослыми в детском саду и семье и др.
СЛАЙД 12 (Диаграмма 1)
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что дети в целом соответствуют среднему уровню социализации. Высокий уровень социализации показали лишь 10% старших дошкольников, что свидетельствует о необходимости осуществления работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 13
Целью формирующего этапа работы являлось выявление оптимальных форм методов и приёмов педагогической поддержки позитивной социализации у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
СЛАЙД 14
На первом этапе экспериментальной работы мы провели семинар практикум для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста», в процессе которого были рассмотрены следующие вопросы: условия, созданные в ДОУ для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников; модель психолого-педагогической поддержки дошкольников при взаимодействии специалистов ДОУ; возможности разных видов деятельности и форм работы в позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста и др. Также мы проводили консультирование с воспитателями по данной проблеме.
СЛАЙДЫ 15,16, 17.
Далее на втором этапе экспериментальной работы разработали и реализовали программу по развитию положительной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Структура данной программы состоит из 7 разделов.
Особенность данной программы заключатся в том, что деятельность по ее реализации не является четко регламентированной и осуществляется в форме подготовки и презентации проектов соответствующей тематики (например «В мире добра», «Мозаичный мир», «Что я знаю о себе», «Дружба начинается с улыбки», «Моя семья-моя гордость», идр)
СЛАЙД 18, 19. 20
На третьем этапе мы обогащали развивающую предметно-пространственную среду. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации всего спектра выбора ребенка с целью активизации его социального познания.
СЛАЙД 21
На контрольном этапе исследования мы использовали такие же методы исследования, что и на констатирующем этапе.
В результате проведенной нами работы в значительной мере повысился уровень социализации детей. У детей расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. Дошкольники обнаруживают более четкие представления о нормах социального поведения. Причем поведение детей при взаимодействии с воспитателем и сверстниками в большинстве случаев соответствует социальным нормам.
Сравнительный анализ результатов исследования показывает положительную динамику.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило решить все поставленные задачи.
СЛАЙД 22
Спасибо, за внимание!
P.S. Вот и пролетели 5 лет учёбы в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. Долгожданный диплом получен. Жаль в этот день не все смогли приехать. Девочки Д – 51 не пропадайте, я всегда на связи…