Валентина Николаевна Путинцева
Повышение профессионального уровня молодого педагога в дошкольной образовательной организации через систему наставничества
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1» пгт. Лебяжье Кировской области
Повышение профессионального уровня молодого педагога в дошкольной образовательной организации через систему наставничества
Выполнила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Путинцева Валентина Николаевна
2023 год
Публикация «Повышение профессионального уровня молодого педагога в дошкольной образовательной организации через систему наставничества» размещена в разделах
Организация наставнической деятельности направлена на развитие и саморазвитие профессиональной деятельности начинающих воспитателей, их закрепление в образовательном учреждении через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагогов.
Роль наставничества как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».
Цель:
- оказание помощи молодому воспитателю в период профессиональной адаптации;
- развитие и саморазвитие профессиональной деятельности молодых воспитателей,
- их закрепление в образовательном учреждении через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагогов;
- развивать уверенность в правильности выбранной профессии воспитателя детского сада.
Для достижение поставленной цели были определены задачи работы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.
2. Оказание методической и практической помощи.
3. Проведение открытых занятий, мастер – классов с применением различных технологий, в том числе работа с родителями.
4. Изучение и показ приёмов использования здоровьесберегающих технологий, проектной деятельности во время ООД и в других режимных моментах.
5. Проведение анализа результативности работы молодого педагога.
Этапы становления молодого специалиста включают :
- знакомство (общение с молодым педагогом, диагностика его профессиональных затруднений, разработка индивидуального плана наставничества, выбор эффективных форм взаимодействия);
- адаптация (освоение норм профессии, её ценностей);
- стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, способности к инновационной деятельности).
На основании этапов выделяю основные направления и содержание деятельности наставника :
1. Стажировка молодого воспитателя (один месяц) :
- Заполнение документации,
- составление плана работы наставника и молодого специалиста.
2. Вхождение в профессию (один год) – формирование профессиональных умений, накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической литературы для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог изучает опыт работы коллег, повышает своё профессиональное мастерство. Активно привлекается к показу занятий, к мероприятиям на уровне детского сада. На этом этапе важна оценка воспитателя наставника. Ведь одобрение стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
3. Промежуточный анализ работы (через 1 год).
Стажировка – самый сложный период как для новичка, так и для наставника. Задача этого направления: предупредить разочарование и конфликты, поддержать, укрепить веру в себя. Работа включает в себя:
- Беседа – знакомство, изучение нормативно – правовой базы, ведение документации;
- Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
- Стажировка в группе у наставника (демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки);
- Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми.
4. Анализ результатов работы.
- Оценка деятельности молодого воспитателя детьми и родителями;
- Выявление динамики профессионального роста, отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение планов работы;
- Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
- Подведение итогов, выводы.
5. Самосовершенствование и саморазвитие, повышение квалификации, обобщение своего опыта (на протяжении 5 лет). Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, энергетика. Мотивирует наставляемого в инновационную деятельность, готовит к аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов создать своё портфолио, чтоб увидеть динамику своей деятельности.
Методы профессиональной поддержки молодых педагогов :
- совместная разработка содержания занятий, праздников, развлечений;
- помощь в подборе методического материала;
- взаимопосещения НОД с последубщим обсуждением эффективных методов и приемов;
- развитие профессиональных умений, способствующих повышению качества дошкольного образования в современых условиях;
- определение личностного плана развития.
«Школа молодого педагога»
С 2020 года под моим руководством реализуется «Школа молодого педагога». Для этого была составлена программа наставничества «Воспитатель – воспитателю» с целью развития профессиональных умений и навыков начинающих воспитателей. Молодой педагог, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи более опытных коллег.
Система сопровождения молодых педагогов выстраивается по методической линии: знакомство с нормативными документами, планирование непосредственно-образовательной деятельности с последующим посещением и их анализом, формирование первичного педагогического опыта, презентация его на уровне детский сад – район – округ - область, аттестация на квалификационную категорию. Данная система сопровождения позволяет поэтапно обеспечивать адаптацию и профессиональный рост начинающих педагогов.
Наставническая деятельность
В нашем детском саду большой и дружный коллектив, но, число сотрудников со стажем работы 20 лет и более растёт. Молодые кадры приходят в детский сад не часто. Это связано с большой ответственностью за жизнь и здоровье детей,увеличение требований к объёму работ и заполнение документации у воспитателя ДОУ.
Молодых педагогов пугает нагрузка,ложащаяся на их плечи с первых дней, и объём работ кажется невыполнимым. Начинающие педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность,что и воспитатели со стажем. А родители,администрация и коллеги по работе ожидают от них профессионализма. Поэтому те воспитатели, которые не получают поддержки в первый год своей работы – испытывают большие затруднения.
Кто же должен помочь своим примером,своими знаниями и энтузиазмом? Конечно более опытные педагоги – наставники.
Наставничество – форма работы,которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими опыт в своей профессии. Тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость начинающего педагога с поддержкой опытного наставника. Молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, часто увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы этого не происходило в нашем коллективе ДОУ создаются все условия для профессионального роста, более лёгкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
В 2020 году в нашу группу сменным воспитателем пришла молодой специалист с педагогическим образованием, она уже работала с детьми в школе два года, преподавала физкультуру. Она влилась в нашу группу хорошо, хотя были и некоторые трудности. Я, как наставник, оказывала помощь в период профессиональной адаптации, проводила работу по формированию первичного опыта молодого педагога, был налажен контакт с детьми, вливание педагога в коллектив детского сада.
Есть результативность в педагогической деятельности - прошла курсы повышения квалификации, помогает в проведении праздников, развлечений, родительских собраний. Вносит свои идеи в развитие РППС, в оформление группы. Презентовала опыт работы в форме открытого занятия по области «Речевое развитие», тема «Устное народное творчество как средство развития речи у дошкольников»., представила опыт работы на районном методическом объединении и в рамках курсов повышения квалификации в ИРО Кировской области по теме «Мирилки как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе». Педагог успешно участвует в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Воспитанники Дудоровой Ю. С. показывают высокие результаты в интеллектуальных и творческих конкурсах. Подтвердила соответствия занимаемой должности.
В данный момент мы вместе готовимся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
Молодой педагог
на открытом занятии в средней группе
Моя роль в наставничестве продолжилась в 2021 году. В наш коллектив пришла молодая,инициативная, энергичная, творческая личность. Она сразу зарекомендовала себя с положительной стороны, нашла контакт с детьми. Была оказана помощь в период профессиональной адаптации с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагога. Результативность в педагогической деятельности - уже через год представила опыт работы в форме открытого занятия во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие», тема «Аппликация – светофор». Позднее презентовала опыт работы на районном методическом объединении по теме «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности».
Молодой педагог
на утреннике «Праздник Зонтика» в первой младшей группе.
В 2022 году в нашу группу на должность помощника воспитателя пришла молодая энергичная девушка. Я начала привлекать её в мероприятия группы и детского сада. Поработав полгода, она заинтересовалась профессией учителя и поступила учиться заочно на воспитателя. И сейчас работает воспитателем в нашем детском саду на другой группе. Она благодарна мне за помощь в выборе профессии. Постоянно занимается самообразованием, вносит свои предложения в организацию педагогического процесса. За этот период педагог презентовала опыт работы в форме открытого занятия в подготовительной группе по области «Художественно-эстетическое развитие», тема «Гжель». Ее воспитанники показывают высокие результаты в интеллектуальных и творческих конкурсах разных уровней.
Молодой педагог
с детьми второй младшей группы.
В 2023 году наш коллектив помолодел и пополнился еще одним молодым педагогом – воспитателем. Идет формирование профессиональных умений, накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической литературы для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог изучает опыт работы коллег, повышает своё профессиональное мастерство, активно привлекается к мероприятиям на уровне детского сада. На этом этапе важна оценка воспитателя – наставника, так как одобрение стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
Молодой педагог
с детьми второй младшей группы.
Таким образом, МБДОУ «Детский сад № 1 пгт Лебяжье» ведет активную работу по привлечению молодых специалистов. Доля педагогов до 35 лет за последние пять лет имеет положительную динамику от 0% до 30%. В результате работы педагога – наставника, успешная трудовая адаптация их ярко отражается в личных профессиональных успехах :
- Познание молодым воспитателем себя и саморазвитие;
- Качественное изменение отношения к молодому специалисту в коллективе и родителями;
- Рост профессиональной и методической компетенции педагога.
Педагогическое наставничество имеет широкую направленность, обладает большой гибкостью, многообразием форм и методов работы и происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Мой опыт работы в наставничестве заключается в комплексном подходе к преодолению трудностей и адаптации молодого воспитателя, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом». Формировании мотивации к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное отношение к профессии.
В своей наставнической деятельности придерживаюсь такого принципа: не стремлюсь учить как что-либо делать, а создаю условия для того, чтобы молодой педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и наметил основные этапы достижения цели.
В конце учебного года посредством беседы и анкетирования провожу анализ уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению функциональных обязанностей.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодым воспитателем помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи, а также стимулирует меня к повышению уровня педагогической компетентности.
Считаю, что организация профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в образовательной организации в форме наставничества способствует их успешному вхождению в выбранную профессию и служит отправной точкой для дальнейших профессиональных исканий, находок и успехов. А также способствует профессиональному развитию педагогов-наставников, помогает им увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности.
Таким образом, хочется отметить, что в итоге мы получили результативный опыт в самореализации профессиональной деятельности молодых воспитателей. Все молодые специалисты продолжают работать в детском саду, их профессиональный авторитет повышается. Пользуются заслуженным авторитетом среди детей, родителей, коллег.
___