Татьяна Георгиевна Кантур
Повышение качества консультативной и практической помощи родителям, имеющим ребенка с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение качества консультативной и практической помощи родителям имеющим ребенка с ТНР»
учителей высшей категории МБДОУ детский сад №2 Сидоровой Т. С. Кантур Т. Г.
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
Публикация «Повышение качества консультативной и практической помощи родителям, имеющим ребенка с ТНР» размещена в разделах
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Анализ ситуации
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В ходе логопедической работы необходимо:
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, их родители психолог,воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
• заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим и практическим материалом в речевой газете «Речецветик»
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить.».
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов:
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку. положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время. положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
• Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
• Создание рабочих рубрик.
• Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
• Подбор практического материала по развитию артикуляционной моторики.
• Подбор практического материала по развитию ВПФ.
• Подбор практического материала по развитию связной речи.
• Подбор практического материала по развитию детей 2-3 лет.
• Подбор практического материала по развитию грамматики (словообразования и словоизменения.
• Подбор практического материала по развитию правильного речевого дыхания.
• Подбор практического материала по распространению логопедических знаний/сложные нарушения. /
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников по 8 рубрикам.
Средства и методы проекта:
• проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
• проведение индивидуальных консультаций ;
• создание информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить» (ежемесячно, теоретический материал);
• Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках, создание авторского материала).
• подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т. п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
• Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области
Перспективный план реализации проекта:
N
п/п Срок Формы и
методы работы Содержание работы Результат Ответственный
1. Подготовительный этап до 15 сентября 1. Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт. Анкета для родителей Учитель-логопед
2 этап Октябрь Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Ноябрь Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей Учитель-логопед
Декабрь Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи» Тематическая консультация с практической частью. Протокол проведения консультации, отзывы родителей. Учитель-логопед
Январь «День открытых дверей» Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. Учитель-логопед, воспитатели
Февраль Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки» Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Май Праздник красивой и правильной речи Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях Протокол проведения праздника, отзывы родителей Учитель-логопед
Муз. рук-ль
Ежемесячно «Домашняя игротека» Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. Картотека игр и упражнений Учитель-логопед
Еженедельно Индивидуальные консультации Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Учитель-логопед
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Учитель-логопед
3. Заключительный этап Май Мониторинг
(анкетирование)
работы логопеда с родителями Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкета для родителей
Май Мониторинг детей Выявление уровня речевого развития детей Логопедическая диагностика
Апрель Участие в РМО Презентация проекта
Список литературы:
• Хватцев М. С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
• Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
• Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989.
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
• Миронова С. А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
• Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.