Лучший педагог года

Повышение качества физического развития ребенка

Умарова Хазан Амировна
Повышение качества физического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Методический материал

«Повышение качества физического развития ребенка и сохранение его здоровья через взаимодействие всех участников педагогического процесса»

Здоровье человека – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала – дело рук самого человека, так как зависит не только от природной, но и социальной среды обитания.

Публикация «Повышение качества физического развития ребенка» размещена в разделах

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

В процессе физического воспитания дошкольника следует создать такие условия, в которых его физические возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерии его – состояние здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности.

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнениях, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы. В системе физического воспитания оздоровительные силы природы используются либо как условия организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе, либо как относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, купание и др.). Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребенка : укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т. п. Особенно необходимо закаливание для слабых детей.

К физкультурно – оздоровительной работе относятся также: утенняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней, физкультурная минутка.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи. Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов воспитателя, предлагаемых в виде заданий на дом.

Плановая профилактически – оздоровительная работа в ДОУ.

Профилактически-оздоровительная работа в ДОУ определена двумя основными направлениями, содержание которых четко разграничено.

Плановое профилактическое обслуживание предлагает проведение комплекса мер по повышению специфической и неспецифической резистентности детского организма к неблагоприятным внешним воздействиями и охватывает всех здоровых детей в ДОУ.

Основные виды воздействия на организм – это иммунотерапевтическое и иммунопрофилактическое. Иммунотерапия – это воздействие на иммунную систему, функция которой нарушена в результате различных причин, а также на возбудителя или его токсины. Иммунопрофилактика – это воздействие на не измененную иммунную систему с целью ее совершенствования, гибкости, мобилизации резервных возможностей. Иммунотерапевтические мероприятия – основа оздоровительной работы с детьми группы риска, иммунопрофилактические – основа плановой профилактической работы со всеми детьми в ДОУ.

Иммунотерапевтические и иммунопрофилактические мероприятия делятся на две группы:

1. специфические – воздействие на системы клеточного или гуморального иммунного ответа. Цель их – усиливать или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания;

2. неспецифические – основанные на способности иммунной системы реагировать на многие неспецифические стимуляторы или депессоры.

1.2 Двигательный режим детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которой зависит рост и его физическое развитие.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильное организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка, но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, проулок и пр., советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника.

Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно – игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

1. влиять на психофизиологическое развитие детей;

2. развивать моторные умения;

3. организовывать детей для коллективного действия;

4. легко усваиваться детьми;

5. по мере возможности проводиться на свежем воздухе;

Организованные подвижнее игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основной гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию.

Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях.

Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Режим закаливания детей и методы его совершенствования

Физиологическая сущность закаливания и его принципы.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность специфична, так как определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию закаливающего фактора (при воздействии холодом – к холоду, теплом – к теплу).

Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта. Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.

Основы закаливания детского организма заключаются в следующем:

выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания;

закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнце, воздух, вода и др.);

проводить закаливание можно лишь при полном здоровье;

проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон;

закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма;

закаливание должно проводиться систематически;

необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.);

необходимость непрерывности воздействия закаливающих процедур (процесс закаливания не должен прерываться на длительное время, а интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть минимальными)

обязательность повторяющих охлаждений закрытых участков тела;

на проведение закаливания в активном двигательном режиме, т. е. при мышечной работе. Интенсивная мышечная деятельность, обеспечивая усиленную теплопродукцию, покрывает вызванную охлаждением теплоотдачу. Это дает возможность переносить без всякого вреда для организма гораздо более сильное холодовое раздражение, чем в состоянии покоя.

В настоящее время в методику закаливания внесены существенные дополнения:

должна соблюдаться полиградационность воздействия закаливающим процедурами, попеременная направленность на разные участки тела, чередование их по силе и характеру: общие и местные, сильные и слабые, короткие и длительные; только холод, холод тепло, в сочетании с физическими упражнениями или без них и т. д., с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температур;

должны сочетаться общее и местное закаливания.

Местная адаптация части тела не отражается общей приспособленности организма к воздействию холода, т. е. закаливая только руки или ноги, нельзя добиться общей закаленности организм.

Оптимальная устойчивость достигается только тогда, когда закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые части тела (стопы, шея, поясничная область и др., так и все тело.

закаливание можно проводить только при благоприятном тепловом состоянии организма (закаливание замерзшего ребенка – бесполезное занятие);

необходимо учитывать предшествующую деятельность организма (закаливание утомленного, раздраженного ребенка – не только бесполезно, но и вредное занятие);

каждую последующую закаливающую процедуру необходимо выполнять при полностью восстановленном температурном фоне организма, чтобы избежать его переохлаждения;

Планирование закаливающих воздействий исходит из режима закаливания:

начальный – тренировка информационной функции организма закаливания:

оптимальный – тренировка физической и в меньшей степени химической терморегуляции. Этот период характеризуется более длительным и более глубоким воздействием закаливающих процедур, их многообразием по составу и точкам приложения.

Закаливающие процедуры сопровождают ребенка на каждом шагу. Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Полоскание рта и горла водой проводиться после каждого приема пищи. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин это является хорошим средством профилактики ангины. Детям полезен дневной сон. Прогулка необходима 2 раза в день, а в летнее время солнечные ванны.

Публикации по теме:

Формирование условий для развития физического здоровья ребенка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Формирование.

Консультация для педагогов «Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения» Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс.

Консультация для родителей «Релаксация— один из нетрадиционных методов физического развития ребенка» Как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и.

Отчет по самообразованию «Повышение качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания» Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания.

Повышение качества работы в экологическом воспитании детей в рамках ФГОС ДО «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Проект программы физического развития ребенка с ограниченными возможностями Проект программы физического развития ребенка с ограниченными возможностями. Плоскостопие. Реализация программы 4 месяца..

Родительское собрание «Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка» Родительское собрание Тема: Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка. Цель: Активизация.

Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного,.

Опыт работы «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре родного города» Видео Представление своего опыта на городском круглом столе на тему «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре.

Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества физического развития ребенка
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 21:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение качества физического развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Умарова Хазан Амировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД