Кузнецова Наталья
Родительское собрание «Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка.
Цель: Активизация работы родителей и педагогического коллектива по реализации оздоровительных задач как благоприятного условия в повышении сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям.
Публикация «Родительское собрание „Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Форма работы: родительское собрание с использованием методов активизации.
Методы активизации: вопросы, просмотр и анализ физкультурного занятия, обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (оздоровительная ходьба, точечный массаж, рефлексия.
1. Введение
Мы рады приветствовать вас на родительском собрании, посвященном теме: «Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка», на котором присутствует преподаватель методики оздоровительной работы, студенты БПК, старший воспитатель, старшая медсестра и инструктор по физической культуре.
Знакомство с регламентом родительского собрания.
Вопрос: Что вы ожидаете от собрания?
2. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно этот в период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Этот возраст наиболее благоприятен для овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками, отвечающие требованиям возрастно-половым и физиологическим особенностям детского организма.
Правильно (физиологично) организованная работа по физической культуре способствует качественному развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, улучшает обменные процессы организма, ведет к укреплению иммунной функции организма.
Оздоровительные задачи :
1. Повышение сопротивляемости организма явлениям внешней среды.
С помощью разумно дозированных факторов природы и двигательной активности слабые защитные силы детского организма существенно возрастают ( а именно: физическим упражнениям на свежем воздухе, организации активной двигательной подвижности). Повышается сопротивляемость:
1) простудным заболеваниям: - ОРЗ,
- насморк,
- кашель,
- воспаление воздушно-дыхательных путей
и др.
2) инфекционным заболеваниям: - ангина,
- корь,
- краснуха,
- групп и др.
2. Создание у ребенка представления о правильной осанке.
С помощью дозированной нагрузки физических упражнений можно достичь предупреждение: - сутулости,
- ассиметрии плеч и лопаток,
- развитие сколиозов (заболевания позвоночника).
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов способствует укреплению:
- сердечно-сосудистой,
- дыхательной,
-пищеварительной систем,
- теплопродукции, терморегуляции,
- нормальному функционированию всех систем организма.
3. Подходы оздоровительной направленности физического воспитания.
Вопрос: Как вы считаете, что для здоровья и жизни человека (ребенка) является самым важным?
Ответы.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т. д. Но главные «киты», на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Профессор И. А. Аршавский более двадцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития : ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, то есть в прямой зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, сразу заставляет интенсивнее работать сердце, и объем крови, перекачиваемой им, увеличивается в несколько раз. Естественно, что с гораздо большим напряжением в это время работают легкие, печень, почки, так как усиливаются обменные процессы. Даже пищеварительная система, отмечают исследователи, при регулярной и оптимальной двигательной нагрузке работает, если можно так выразиться, с лучшим КПД: пища усваивается гораздо рациональнее и полнее, поэтому большое количество ее становится просто излишним. Таким образом, предупреждается и такое грозное и распространенное теперь заболевание, как ожирение.
Стимулируют развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т. п. На это указывали Ю. Ф. Змановский, Н. М. Амосов и другие ученые. Особое значение Ю. Ф. Змановский придавал медленному, или, как он его называл, оздоровительному, бегу.
Детские годы необычайно важны не только для развития основных органов и систем организма, но также и для формирования физического склада человека. Организм ребенка в отличие от взрослого очень пластичен и легче поддается воздействию, нежели организм взрослого человека. И бегать ребенок начинает, не спрашивая рекомендаций у специалистов. И пусть себе бегает. Так он быстро укрепляет сердечную мышцу, активизирует все системы своего организма, ускоряет обменные процессы. А вот специалисты в один голос утверждают — пока ребенка не усадили за парту, он должен бегать столько, сколько хочет.
Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность — максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту.
(Более подробно о аэробной производительности вы можете узнать из памяток в программке родительского собрания).
«Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких, кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови, содержание гемоглобина, тканевого дыхания (внутреннего) (тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельности всех этих систем», — пишет В. Зациорский.
Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но… только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода — длительный равномерный (или, по Ю. Ф. Змановскому, оздоровительный) бег. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям.
Суть оздоровительных физических упражнений заключается в наращивании резервных мощностей организма.
Нерегулярность физкультурных занятий, неточность дозировки физических нагрузок, обездвиживание, «обездушивание», длительное пребывание в непроветренном помещении, недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к разрушению здоровья детей, и вопрос о том, как часто и как интенсивно должен заниматься физкультурой ребенок дошкольного возраста, является очень важным.
Положительное влияние правильно дозированных физических нагрузок на организм человека длится в течение 48 часов. За это время организм не только восстанавливает потраченный на них «строительный материал», но и создает дополнительные резервы для следующей тренировки. Так постепенно шаг за шагом улучшаются показатели здоровья за счет возрастания резервных мощностей организма. Но если через 48 часов тренировка не повторилась, то организм входит в состояние физиологического стресса, и показатели здоровья вновь возвращаются к исходному уровню или даже ниже их.
Необходимо выстроить и соблюдать ритмично микро и макроциклы физической деятельности. Составляя циклы деятельности следует помнить, что физическое воспитание – это не только нагрузки, но и отдых (чередование нагрузки и отдыха).
Во время отдыха – протекают процессы по перестройке и реконструкции организма, обеспечивающие развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.
Вопрос о качестве занятий физической культурой является очень важным и актуальным в период совершенствования технологий укрепления здоровья ребенка педагогическими средствами.
4. Просмотр и анализ элементов показательного занятия по физической культуре с аспектами оздоровительно-развивающей направленности.
Цель: изучение показателей физической нагрузки на организм ребенка.
Задачи:
1. Проконтролировать состояние дыхательной функции организма.
2. Изучить срочную реакцию организма на нагрузку и резервные возможности адаптации к ней по ЧСС.
Просмотр фрагментов физкультурного занятия.
Замеры ЧСС, анализ замеров вместе с преподавателем БПК.
Анализ физкультурного занятия.
5. Практическая часть.
1. Точечный массаж.
Простым, доступным способом профилактики ОРЗ является точечный массаж, который можно использовать в качестве ежедневной гимнастики.
Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо остричь ногти, вымыть тщательно руки и смазать их детским кремом. Давление на кожу оказывают до появления незначительной болезненности, производя 9-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. Перед проведением массажа необходимо подготовить пальцы и кисти рук, сосредоточив на них внимание, охватив лучезапястный сустав одной руки большим и указательным пальцем другой руки и совершая взаимные вращательные движения, затем массировать надкостницу каждого пальца.
Практические упражнения.
2. Физические упражнения на свежем воздухе.
А теперь мы предлагаем на себе испытать действие физической нагрузки на свой организм, проверить свою ЧСС.
1. Ходьба вокруг участка детского сада.
2. Замеры ЧСС.
Подведение итогов.
6. Рефлексия.
Заполнение листов рефлексии.
7. Домашнее задание.
Для тех, кто заинтересовался проблемой предлагаем заполнить дома используя таблицу «Дыхание моего ребенка» дневники, где можно пронаблюдать за дыханием своего ребенка и развитием дыхательной функции во времени.
Вывод:
Система физического воспитания должна быть ориентирована на:
1) Повышение резервов сердечно-сосудистой системы. Оно происходит при условии, что не менее 60% движений, составляющих содержание физкультурного занятия, являются циклическими.
2) Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
3) Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
4) Регулярность физических нагрузок, способствующих нарастанию резервных мощностей организма ребенка.
Рекомендации:
1. Формировать представления ребенка о соблюдении правильного носового дыхания в процессе целенаправленного движения
- утренняя тренировка,
- лестничная проба,
2. Соблюдение правил носового дыхания в процессе умеренной нагрузки у родителей, взрослых как фактор наглядности, активизации побудительных мотивов.
3. Активное соблюдение режима проветривания помещения квартиры и спальной комнаты перед сном.