Голубенко Наталья Петровна
Отчет по самообразованию «Повышение качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания.
«Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».
Публикация «Отчет по самообразованию „Повышение качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обществознание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами, - соотношение цели и результата, мера достижения цели.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — индеферентное отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать : уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.
Каждый учитель задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Слова великих людей, заставляющие меня, как учителя задуматься:
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Среди учащихся 8,9,10-х классов нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее:
Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»
Ответы.
8 класс.
• Уровень подготовки знаний человека;
• Кол-во знаний, верность высказывания, умение применять их на практике;
• Это уровень подготовки своих знаний;
• Это насколько ты хорошо знаешь уровень материала и учишься на "4" и "5".
9 класс.
* На сколько углубленны, хороши и точны твои знания;
* Уровень знаний каждого человека, который ты получаешь на протяжении всей жизни;
* Уровень знаний каждого человека. Уважительное отношение к учебе.
10 класс.
* Это такое качество, которое зависит от проявлений ученика и наставления учителя;
* Это уровень знаний ученика на «5»;
* Это знания на максимум.
Вопрос 2. От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?
Ответы.
Классы Желание ученика Желание учителя Равноценно
8 6 0 10
9 4 0 8
10 4 0 2
Комментарии к ответам: можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от желания ученика зависит в основном, но если учитель не заинтересован в хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний не будет.
Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
8 класс.
* Доносить до ученика понятно и постепенно.
* Учитель должен качественно объяснять материал, чтобы дети поняли. Ученик обязан учить, чтобы хорошо учиться.
* Давать дополнительные задания. Задавать вопросы по материалу, пройденному на уроке.
* Ученик сам должен хотеть учиться, а учитель - подталкивать к знаниям.
9 класс.
* Преподносить информацию в более доступной форме и заинтересовать ученика.
* Дать определенные знания. А сам ученик должен решать, нужны они ему, или нет.
* Выдавать полный материал для изучения.
10 класс.
* Поставить перед нами цель.
* Предлагать дополнительную литературу, понимать ученика, объяснять предмет в доступной форме.
* Больше устраивать дополнительных занятий.
Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше? Ответы.
8 класс.
• Старание, внимательность, при необходимости - дополнительно заниматься.
• Делать домашнее задание.
• Поставить себе цель и стремиться к ней.
• Делать домашнее задание. Должно быть желание. Больше времени уделять учебе.
9 класс.
• Стремиться к получению более глубоких знаний и, главное, - учить материал.
• Учиться и еще раз - учиться.
• Добросовестно готовиться к урокам.
10 класс.
• Стремиться к поставленной цели.
• Ответственно относиться к учебе и больше времени уделять ей.
• Больше и лучше учить, обращаться к дополнительным источникам.
Вопрос 5: Тебе предлагают посещать индивидуально консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации?
Классы ДА НЕТ Не знаю
8 16 0 0
9 12 0 0
10 6 0 0
Как говорят: «Устами младенца глаголит истина». Может быть стоит к чему-то прислушаться.
Слагаемые успеха, слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся (мой опыт) :
Наше 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.
Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.
Очень важное 2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся. Один из акцентов делается на анализ урока с позиции здоровьесбережения. В этом моменте у нас тоже не все гладко. Учителям стоит обращать внимание на вид учащихся после окончания урока. Это о многом говорит.
Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время – 3 слагаемое работы учителя.
4 слагаемое – это одно из самых главных ценностей качества образования - его индивидуализация.
Еще одно - 5 слагаемое улучшения качества образования - использование инновационных технологий. Мы частично знакомимся с этим на курсах повышения квалификации, на школьных семинарах.
Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому моему ученику. И зависит он от меня.
Слагаемых в работе учителя-предметника очень много.
"Банк слагаемых, требующих воплощения, а в результате должна быть качественная сумма", где мною определены цели для реализации повышения качества обучения :
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15. Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.
Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно.