Нина Котельникова
Проект «Посадили мы лучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Посадили мы лучок"
Вид проекта : краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Продолжительность: 2 месяца – январь — февраль.
Место проведения: группа детского сада.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Посадили мы лучок“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Зелёный лучок».
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
3. Формировать представления детей о строении почвы;
4. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;
5. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
6. Развивать коммуникативные навыки;
7. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
8. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
Проблема проекта :
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и наблюдения за его ростом.
Предполагаемый результат:
1. Научить детей наблюдать и ухаживать за посаженным за луком и познакомятся с условиями их содержания;
2. Научить детей подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой;
3. Сформировать у детей знания и представления о почве, о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;
4. Научить детей видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
Принципы реализации проекта :
• Принцип развития – ориентация на развитие личности.
• Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
• Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
• Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
• Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
Содержание проекта и условия реализации:
1. В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях, пониженной половой активности. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный – к вискам от головной боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.
1. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
2. Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой.
3. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.
Все проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
В итоге: привлекли к проектной работе родителей ( консультация родителям: «Лук – лекарственное растение», рецепты от родителей: «Делимся рецептами салатов»); выполняли совместную деятельность с детьми (поделки из репчатого лука).
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих задания, конкурсы.
Этапы проекта
Подготовительный (организационный) этап:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук. Почва».
2. Рассматривание иллюстраций о почвы.
3. Знакомство с натуральными слоями почвы, дать детям потрогать, понюхать.
4. Чтение адаптированной литературы об овощах.
5. Беседа «Лук от семи недуг», «Как наш овощ помогает».
6. Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Собери картинку».
7. Составление и отгадывание загадок об овощных культурах.
8. Консультация для родителей «Растим зеленый лук».
9. Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки.
10. Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук», выращивание дома на подоконнике зеленого лука, составление рассказов о том, как сажали и ухаживали за луком в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу.
11. Разбивка грядок на подоконнике.
Практический (основной) этап
1. «Растительный мир», «Посадка лука», «Витамины для детей» (познание);
2. «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука» (познавательно-исследовательская деятельность);
3. Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука;
4. Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор»;
5. Беседы «Полезная пища»;
6. Создание газеты «Лучок – золотой бочок» (совместная деятельность детей и воспитателей);
7. Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай» (физическая культура). Заключительный (диагностический) этап – подведение итогов реализации проекта :
1. Оформление выставки детей «Зеленый лучок из природного материала».
2. Оформление выставки деятельности детей «Лучок – золотой бочок».
3. Оформление стенгазеты для родителей «Лук от семи недуг».
4. Приготовление салата из лука и других овощей.
5. Представление фотовыставки «Лучок – золотой бочок».
В итоге:
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
• Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Список использованной литературы:
1. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
4. С. Николаева «Юный эколог» - издательство «Мозаика-Синтез»,2001.