Наталья Саяпина
Портрет современного родителя ребёнка с ОВЗ. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«… Именно в семье создаются уникальные условия для
формирования ценностных ориентаций, установок,
эмоционального отношения к другим людям, что создает
основу для развития личности ребенка в целом»
Е. А. Стребелева, А. В Зацепина
В настоящее время в ДОО находится достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и численность их, к сожалению, постоянно увеличивается.
Семья – это первая инклюзия, первый социум, в который включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Семья — микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, Е. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачёва и др.).
Когда в семье рождается ребенок с нарушениями в развитии, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям.
Радость сменяется на сильное эмоциональное потрясение, переживания, тревожность, чувство вины и другие негативные психологические эмоции.
Рассмотрим типы реакций, которые могут возникнуть в связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Психологи выделяют следующие реакции:
Принятие. Родителями и членами семьи понимаются и принимаются особенности ребенка, грамотно оцениваются возможности ребенка, он воспринимается и к нему проявляется любовь и забота. Родители данного типа поддерживают ребенка на всех этапах становления личности, верят в возможности ребенка и его будущее. Поведение таких родителей обеспечивает наиболее эффективное социально-коммуникативное развитие ребенка.
Отрицание. Родители не в состоянии принять болезнь ребенка, долгое время отрицают нарушения физического или психического развития ребенка.
Чрезмерная опека. Родители и члены семьи испытывают сильное чувство жалости и сострадания к ребенку, они стараются его постоянно жалеть, защищают своего ребенка от возможных возникающих сложностей. Ребенок может долгое время, а в редких случаях и всю жизнь находиться на инфантильном уровне развития, лишаясь возможности развиваться.
Скрытое отречение. Реакция родителей проявляется в убеждениях, что особенности ребенка являются позором для всей семьи. Они могут испытывать отвращение и отрицательный настрой в отношении своего ребенка.
Отвержение. В данном случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимается семьей с отвращением. Родители осознают свои враждебные чувства к ребенку. Ответственность за произошедшее и дальнейшее развитие и воспитание ребенка родители перекладывают на медицинских и педагогических специалистов, обвиняя их во всех несчастьях. Как правило, родители, испытывающие отвержение оправдывают свое враждебное и агрессивное отношение к ребенку.
В большинстве случаев родители пытаются находить в себе ресурсы, обращаются за помощью к различным специалистам, проходят терапию, после чего возвращаются к повседневной жизни и начинают заниматься развитием и воспитанием особенного ребенка.
Но как показывают исследования в данной области, пережитый ранее родителями стресс может возвращаться в виде различных переживаний, в худшем случае, в виде нервных срывов, депрессии, что в свою очередь крайне негативно влияет на внутрисемейный климат, а также на общение с окружающими. Психологическое исследование семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями психофизического развития (В. В. Ткачева, 1999, позволило обобщить основные характерологические черты исследуемой категории родителей. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных были выделены три группы родителей со сходными индивидуально-типологическими особенностями.
В. В. Ткачева выделяет следующие психологические типы родителей (типология личностных деформаций) :
Невротический (тревожно-сензитивный) тип родителей. У данного типа родителей преобладают тревожно-мнительные и депрессивные проявления. Такие качества могут проявляться в стремлении постоянно избегать трудные жизненные ситуации, отстраняться от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» Как правило, у такого типа родителей наблюдается чувство страха и опасения за развитие своего ребенка. Родители не могут осознать, что нарушения психики ребенка, которые могут возникнуть, являются вторичными не по причине болезни, а по причине того, что родители недостаточно осведомлены об особенностях воспитания и развития такого ребенка.
В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Родители невротического типа постоянно отстраняют своего ребенка от любых возникающих перед ним трудностей, делают все за него, одевают-раздевают, кормят с ложки, не давая возможности ребенку проявить самостоятельность и научиться. Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами.
Такие взаимоотношения между родителями и ребенком носят симбиотический характер, что в дальнейшем значительно усугубляет развитие и самостоятельность ребенка.
Авторитарный (импульсивно-инертный) тип родителей.
Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза, формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
Психосоматический тип родителей. Это самая многочисленная категория родителей. Родители психосоматического типа могут обладать чертами, как первой категории, так и второй, но они наиболее эмоционально изменчивы, чем родители других групп. Для них характерны частые перемены в настроении, проявления в той или иной степени авторитарных черт характера. В окружении других людей ведут себя замкнуто, стараются не показывать свои переживания, связанные с особенностями ребенка, держат в себе. Родители данного типа могут быть наделены авторитарными характеристиками, стараются искать лучших специалистов для лечения своего ребенка, родители настолько стремятся помочь ребенку, что зачастую сами становятся специалистами, получают новую профессию, углубляются в темы особенностей заболевания и используют полученные навыки в воспитании и развитии ребенка, активно участвуют в деятельности образовательных учреждений.
Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.
В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные типы воспитания (модели воспитания)
МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ООП
1. гиперопека (ребенок в тепличных условиях)
2. противоречивое воспитание
3. воспитание по типу повышенной моральной ответственности – хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая самооценка.
4. авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка
5. воспитание в культе болезни (мнительный ребенок)
6. симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные семьи, ребенок-эгоист)
7. тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка, «крест» на всю жизнь)
8. гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с отклонениями не имеет ценности)
9. отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери, несформированность материнского инстинкта)
Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя. Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуется отношение психосоматичных родителей. Гиперопекающее отношение в наибольшей мере проявляется у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопекающее отношение доминирует у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей.
Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.
Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальной изоляцией».
2. Проблема построения ясной жизненной перспективы.
3. Проблема, касающаяся недостатка и знаний и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком.
4. Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.
Анализ практической и научно-исследовательской литературы позволили выявить ряд социально-педагогических проблем :
Взаимоотношения в семье
Воспитание и образование
Нехватка психолого-медико-педагогических знаний
Отношение к ребенку
Отношение общества к ребенку-инвалиду
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - задача сложная для всех членов семьи, способная наложить отпечаток на все сферы ее функционирования.
В связи с этим, многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического характера, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку с ОВЗ, вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Список литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н. В. Бабкина. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143
3. Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители : Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: «Универс-групп», 2003.
4. Виноградова А. В. Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии : материал III Междунар. науч. конф. Казань, 2015. - 177–179 с.
5. Волкова А. Н, Нестерова Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. СПб. : Речь, 2006. - 117 с.
6. Волконская Т. Н. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения// Дефектология. – 2014. - № 7. – С. 14-23.
7. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М. : Национальный книжный центр, 2014. (Специальная психология.)