Марина Никифорова
Портфолио как средство развития детей и коррекции их речевых недостатков
▼ Скачать + Заказать документы
Работа в средней логопедической группе по детскому портфолио началась с сентября 2013 года. Почему не во второй младшей логопедической группе? Причин тому несколько:
-Работая в режиме эксперимента по теме «Проектирование образовательной и коррекционной работы по развитию речи в условиях реализации программы «Радуга», в прошлом учебном году, адаптировали систему раннего вмешательства в коррекцию речевого развития 3-4 летних детей,
занимались интегрированием коррекционной работы в образовательное пространство ДОУ в соответствии с требованиями программы «Радуга».
Публикация «Портфолио как средство развития детей и коррекции их речевых недостатков» размещена в разделах
Несмотря на это, первые шаги в направлении введения портфолио в группу были сделаны. Создан «банк детских альбомов», проведен ряд консультаций и индивидуальных бесед с родителями. Таким образом, субъекты – родители и дети были настроены и готовы к такой деятельности, как работа над портфолио ребёнка. Благодаря предварительной работе, в средней логопедической группе портфолио очень быстро адаптировалось в группе.
-Контингент детей 2 младшей группы менялся (на 1 сентября контингент поменялся на 1/3). К средней группе сложился устойчивый детский коллектив. Это стало стимулом к углублённой работе с родителями и детьми по оформлению детского портфолио.
-Трудности в работе с портфолио были вызваны определением места, ниши, которую займёт портфолио в коррекционно-образовательном пространстве группы. Необходимо было определить его значимость в коррекционно-образовательном процессе.
-Интерес к порфтолио со стороны педагогов и его введению в пространство группы был, но возможности увидеть «вживую» систему работы с ним не было. Поэтому пришлось становиться первопроходцами и шагать в направлении работы с детским портфолио так, как подсказывает наше педагогическое «чутьё», интуиция, консультационные виды помощи научного руководителя и заместителя заведующей по ВМР.
На данный момент имеется положительная динамика.
Работа по введению портфолио в жизнь средней логопедической группы продвинулась благодаря квалифицированной помощи со стороны старшего преподавателя ПКИПКРО Елены Михайловны Фадеевой на семинарах, консультациях и обучении на курсах по теме «Разработка и механизм реализации портфолио в практику работы ДОУ». Первые наши шаги в работе по портфолио вызвали интерес к данному виду деятельности и желание продумать моменты, как бы порфтолио ребёнка работало на него, на его развитие, его воспитание, коррекцию речевых недостатков Придерживаясь данного направления, предложили вашему вниманию свою форму работы с детским портфолио, именно со страницей «Увлечения моей семьи».
2. Актуальность выбора этих страниц в работе с детьми.
5 год жизни – особая пора в жизни человека, когда происходит ориентация на мир людей и человеческих отношений. Актуальность выбора подтверждается:
1. Особенностями возраста детей :
-В этом возрасте впервые возникает познавательное отношение к миру и окружающим ребёнка людям, желание узнать о них из интереса.
-Дети этого возраста способны осознать как интересы (в нашем случае, увлечения) собственные, так и интересы (увлечения) другого человека, близкого им – родителя, воспитателя, сверстника.
-Дети могут рассказать о своих увлечениях, так как овладевают связной речью, словарём уже в достаточном для межличностного общения объёме.
2. Социальным положением ребё нка в группе сверстника:
-В возрасте 4-5 лет в группе сверстников создаётся определённый микроклимат, определённые отношения детей между собой, когда формируется, по мнению авторов программы «Радуга», позиция к остальным членам их детского коллектива «Моя группа – моя семья».
-В этом возрасте детям становится важным проявление доброжелательности со стороны сверстников, внимания, желания общаться, играть с ними.
-Всякого рода общение (в нашем случае – это общение носит познавательный характер, обеспечивает у детей 4-5 лет условия для формирования личностных качеств.
3. Индивидуальными особенностями
-Как воспитатель логопедической группы не могу не отметить такой важный момент, как трудности в общении детей с речевыми патологиями. Зачастую, когда не хватает слов для объяснения, дети этого возраста начинают жестикулировать, замолкать или проявлять агрессию в отношении сверстника, если тот не может понять, о чём речь, уходить в индивидуальную деятельность.
Таким образом, учёт всех этих особенностей в работе над портфолио с детьми 4-5 лет, даёт возможность использовать его и направить на развитие ребёнка, на коррекцию его речевых недостатков, «заставить» работать порфтолио в коррекционно-образовательном процессе логопедической группы.
3. Краткий анализ и комментарии к занятию по составлению коллажа «Наши увлечения»
Остановлюсь на некоторых значимых для развития детей, становления коллектива, моментах на занятии по составлению коллажа «Наши увлечения».
Занятие носит обобщающий характер. Основные задачи, которые решались на занятии:
1. Формировать представления о своей группе сверстников, как о коллективе с общими увлечениями, интересами.
2. Содействовать осознанию собственных интересов, увлечений.
3. Учить поддерживать и принимать увлечения сверстников, чувствовать общность коллектива (группы).
4. Способствовать возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе заполнения коллажа, подготовки к празднику.
5. Стимулировать речевую активность.
6. Обогащать словарь детей новыми понятиями увлечения», «интересы».
7. Учить радоваться предстоящему празднику, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающими.
Выбор заполнения этих лучей не случаен.
Почему луч «Любимая игрушка»?
Потому что игрушка – обязательный спутник детских игр. Отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить замысел, войти в роль. Кроме того, многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, помогают воспитанию интереса к разным видам деятельности.
Почему луч «Любимая игра»?
Потому что игра является ведущим видом деятельности в средней группе. Это - доступный вид деятельности, способ переработки и усвоения впечатлений и представлений из окружающего мира. В игре ребёнку легче выразить свои интересы. В процессе игры возникают и совместные интересы. Игра является своего рода тренингом социального развития ребёнка (у него формируется умение контактировать со сверстниками, подчиняться определённым правилам, уступать принимать роль, лидировать). Игра, также, способствует осознанию собственных интересов.
Почему луч «Любимая сказка»?
Потому что сказка, где нет «полутонов», видна чёткая градация между добром и злом, доступна пониманию детей. В силу своих возрастных особенностей, любимой становится та сказка, которую ребёнок услышал неоднократно, которую ему эмоционально рассказали, а по возможности и обыграли. Сказка учит ненавязчиво, без наставлений, не напрямую. В сказке ребёнок видит образы, которые ему нравятся. И ещё, сказки, как правило, имеют очень красочное оформление, что привлекательно для детей и необходимо для них во время чтения.
Почему луч «Любимый праздник»?
Все самые яркие впечатления, эмоциональные переживания у детей связаны так или иначе с праздниками. Неважно, будь то семейный праздник, или организованный в детском саду. Ребёнок становится участником приятных событий, ярких моментов, как на самом празднике, так и во время его приготовления. В силу семейных традиций, традиций в детском саду, у ребёнка складывается и отношение к тому или иному празднику. Таким образом, можно утверждать, что любимый праздник тот, который был ярким, запоминающимся моментом за какой-то промежуток времени, чаще всего в этом возрасте, непродолжительный.
Наиболее значимые приёмы, в процессе которых решался целый комплекс задач, выделены следующие:
1. Загадывание загадок, составленных родителями о своём ребёнке.
-развитие форм сотрудничества с родителями группы
-личностное становление
-сопричастность к группе сверстников, так как во многих загадках упоминались сверстники
-становление позиции «Моя группа - моя семья»
2. Составление коллажа
-особая форма продуктивной деятельности, способная показать общность интересов, увлечений
-коллажи рекомендуются авторским коллективом реализуемой нами комплексной программы «Радуга», используются часто в работе с детьми
-позволяет вычленить детали и воссоздать единое целое
3. Приход другого воспитателя
-рефлексия деятельности
-эмоциональный всплеск – предстоящее оформление праздника
-сопричастность каждого члена группы, в том числе и воспитателей к подготовке к празднику.
4. Перспектива
Работа по портфолио, безусловно, будет продолжаться и дальше. Предпринятые нами первые шаги очень важны в плане осознания собственно педагогической деятельности в работе над портфолио детей, выделения этапов сотрудничества с родителями, выстраивания определённой системы работы с ними и детьми.