Папки-передвижки

Портфолио интересов дошкольника

Ольга Фомичева
Портфолио интересов дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Основная задача портфолио – продемонстрировать достижения ребёнка в различных областях посредством сбора, систематизации и фиксирования результатов его деятельности. За этим красочными альбомами не всегда можно увидеть личность дошкольника, его интересы и склонности. Решить эту проблему поможет портфолио интересов. Давайте узнаем, в чем его принципиальное отличие, как его создать и использовать в работе с воспитанниками.

Публикация «Портфолио интересов дошкольника» размещена в разделах

Именно портфолио результатов (портфолио достижений, презентационному портфолио) отдают предпочтение педагоги ДОО. Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста более эффективным является портфолио процесса развития их интересов. Цель его создания – не систематизировать результаты деятельности, а изучить, как ребёнок развивается.

Что такое портфолио интересов

Портфолио интересов – Это способ обобщения и осмысления ребёнком собственных интересов посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности.

Портфолио интересов складывается из продуктов деятельности ребёнка и показывает то, что ему интересно. В дошкольном возрасте то, что создал ребёнок, отражает его внутренние мотивы. Индивидуальный продукт детской деятельности отличается самобытностью, наличием собственного замысла. По мнению психолога А. В Петровского, то, что привлекает и вызывает интерес у ребёнка, является эмоциональным проявлением его познавательных потребностей.

Например, если воспитанник интересуется физическими явлениями и процессами в окружающем мире, все разделы его портфолио интересов будут подчинены единой тематике.

В работах дошкольника будут такие формулировки вопросов: «Из чего сделано?.», «Как это бывает?.», и т. д. Фоторепортажи будут отражать последовательность его собственных построек из конструктора.

Таким образом, для данного воспитанника необходимо создать условия, чтобы удовлетворить его потребность в значениях в области физики и технических наук.

Благодаря портфолио интересов педагог получает информацию об особенностях индивидуального познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. На основе материалов детской деятельности он имеет возможность выделить интересующую область познания для каждого воспитанника, определить «зону его ближайшего развития». Такая форма портфолио указывает на перспективны развития детей, сферу приложения их способностей и возможностей.

Например, рассматривая портфолио воспитанника, который интересуется автомобилями, можно увидеть разные виды автомобилей, фоторепортаж о транспорте. Однако по творческим работам ребёнка становится понятно, что он проявляет интерес не к видам транспорта, разнообразию машин, а именно к деталям спортивного автомобиля.

Таким образом, содержание портфолио интересов данного воспитанника покажет педагогу направление его индивидуального развития в конструировании. Педагог поддержит увлечение ребёнка и окажет помощь, например, в создании собственной модели игрушечного спортивного автомобиля.

Работа по формированию портфолио ведется в процессе образовательной деятельности в течении учебного года в рамках комплексно-тематического планирования. Содержание портфолио каждого ребёнка составляют индивидуальные продукты детской деятельности по темам месяца. Пример плана создания портфолио интересов воспитанника старшего дошкольного возраста представлен на слайде.

План создания портфолио интересов воспитанников старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Сентябрь: Коллаж из вырезок из газет, журналов «Моё сокровище»;

Октябрь: Стенограмма или аудиозапись интервью : «Чтобы ты сделал (а) с… (предмет или объект неживой природы)»;

Ноябрь: Коллаж или рисунок «Карта выходного дня»;

Декабрь: Книга «Интересное для Деда Мороза»; «Если б я жил (а) в сказке, то кем бы я был (а…»;

Январь: "Афиша детского клуба по интересам";

Февраль: Детские фоторепортажи «Что интересного я увидел (а)»;

Март: Выставка-совет «Как поздравить маму с праздником?»;

Апрель: Выбрать себе роль и партнеров по коллективной деятельности;

Май: Репортаж о себе (по выбору ребёнка) : серия рисунков, подбор фотографий, стенограмма интервью и т. д.

Кто создаёт портфолио

Формирование портфолио и анализ продуктов детской деятельности ведё тся в триаде:

РЕБЁНОК – ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ

Такое взаимодействие помогает ребёнку определить направленность своих интересов, выделить значимый интерес, сформулировать цель познавательно-исследовательской деятельности.

Педагоги и родители могут собрать дополнительную информацию о ребёнке (содержание, объём, глубину, степень устойчивости интересов, представить наиболее полную картину его познавательного развития.

Например, педагог может столкнуться с ситуацией, когда в разделах портфолио интересов воспитанника прослеживаются разные темы: спорт, музыка, общение и взаимодействие с людьми, потребность собственной значимости в глазах окружающих. Но в большей части творческих работ ребёнка присутствуют растения (комнатные цветы, трава, кустарники, деревья) и всё, что с ними связано (фотографии, иллюстрации из дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития). Чтобы поддержать и расширить интерес к растениям, педагог может предложить воспитаннику несколько вариантов собственного исследования: изучить строение цветка, собрать информацию о значении цветов в жизни человека, нарисовать растения.

Таким образом, портфолио интересов фиксирует интересующую ребёнка область, позволяет сформулировать вопрос, тему детского исследования. При поддержке взрослых дети реализуют собственные исследовательские проекты. Презентационные материалы этих проектов входят в содержание портфолио. Они свидетельствуют о продуктивности и результативности познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

Какую структуру имеет портфолио интересов

Портфолио интересов имеет четыре раздела.

Первый раздел – это продукты детской деятельности. Заполнить его ребёнку помогают творческие задания, в процессе выполнения которых он делает различного рода выбор:

Личных ценностей;

Вида деятельности;

Занятия выходного дня;

Содержания деятельности;

Партнера по деятельности;

Решения конкретной задачи;

Его субъективной позиции в видах деятельности согласно возрасту и др.

Ребёнок выражает своё мнение и отношение к окружающему миру через постановку вопросов, собственные фоторепортажи, составление коллажей, познавательно-исследовательские проекты.

Остановимся подробнее на содержании заданий.

Задание 1. Определить личные ценности. Педагог предлагает воспитанникам создать коллаж «Моё сокровище» из вырезок газет, журналов. Затем задаё т мотивацию для детей: «У каждого человека есть что-то ценное, что для него очень дорого. Сегодня я предлагаю вам собрать своё сокровище. Представьте, что ваш лист – это личный сундучок, куда вы можете сложить всё, что захотите. Подумайте, что для вас важно, что вы захотите положить в сундучок в первую очередь. Вырезая картинки и наклеивая на лист бумаги, вы соберёте всё то, что для вас ценно и интересно. Это будет ваше сокровище».

Задание 2. Выбрать вид деятельности. Педагог проводит интервью : «Чтобы ты сделал с … (называет предмет или объект неживой природы?».

В ответах детей ребёнок отражает собственные представления, фантазии, интересующие его предметы и явления окружающего мира.

Задание 3. Выбрать занятие выходного дня. Дети создают «Карту выходного дня». Она может быть в виде рисунка, коллажа фотографий, иллюстраций. Основная задача ребёнка – определить, чем бы он хотел заняться в ближайшие выходные.

Задание 4. Выбрать содержание деятельности. Создавая книгу «Интересное для Деда Мороза»; «Если б я жил (а) в сказке, то кем бы я был…», ребёнок погружается в мир собственных фантазий, в свой внутренний мир. Так педагог создаёт условия для осознания ребёнком собственных интересов. Таким образом дети «опредмечивают» свои потребности и желания, наглядно отражают то, что их интересует.

Задание 5. Выбрать партнеров по деятельности, определить правила взаимодействия. Чтобы помочь ребёнку проявить свой интерес в коллективе, педагог предлагает создать детские клубы по интересам : нарисовать эмблему собственного клуба, определить правила, собрать единомышленников и организовать совместную деятельность.

Задание 6. Определить и осознать сферу интересов. Педагог предлагает ребёнку с помощью фотоаппарата зафиксировать то, что его интересует. Затем из полученных фотографий они составляют детские фоторепортажи «Что интересного я увидел». Это может быть пространство группы, территория участка, игровой уголок. В своих фотографиях ребёнок сам того не подозревая, отразит то, что представляет для него истинный интерес.

Задание 7. Выбрать решение конкретной задачи. Через такую форму, как выставка-совет, педагог создаёт условия для того, чтобы ребёнок нашел собственное решение задачи (например, «Как поздравить маму с праздником?») и тем самым проявил себя.

Задание 8. Выбрать свою роль в совместной деятельности. Участвую в различного рода, мероприятиях, составляя анонс, например, трудовой акции, дошкольник определяет свою роль не только на данный момент, но и отражает возможную позицию по отношению к жизни и окружающим людям. В конце года дети совместно со взрослыми собирают информацию и готовят репортаж о себе. Это позволяет им увидеть свои достижения, определить сферу интересов и перспективу развития.

Второй раздел портфолио – это результаты диагностики детей, отражающие динамику их познавательного развития.

Третий раздел составляют личные проекты ребёнка, его исследования, проводимые самостоятельно и совместно со взрослыми.

В четвертом разделе «Достижения ребёнка» фиксируются результаты представления его деятельности окружающим: грамоты, дипломы различных конкурсов познавательного характера, фотографии выступлений перед младшими детьми, сверстниками, родителями и т. д.

Что даёт портфолио интересов

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъективная позиция ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, развиваются способности:

- самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;

- оперировать известными способами деятельности;

- прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребёнка создаёт условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.

Публикации по теме:

Современные аспекты развития речи дошкольника. Речевое развитие дошкольника 5–6 лет «Современные аспекты развития речи дошкольника» Тема: Речевое развитие дошкольника 5-6 лет. Воспитатель: Кожемякина Ксения Иосифовна МБДОУ.

Фотоотчёт «Портфолио дошкольника»Фотоотчёт «Портфолио дошкольника» Доброе время суток уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию детское «Портфолио». На данную публикацию.

Консультация для родителей «Что такое портфолио дошкольника?» Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Предлагаю Вашему вниманию портфолио детей нашей группы, которое мы совместно с родителями собрали в течение года. Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника Во всем мире значительное распространение получил метод оценивания реальных достижений человека в форме портфолио. Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника — презентация Совместное ведение детских портфолио увлекательное занятие. Для чего дошкольнику портфолио? Как я понимаю, это своеобразная копилка его.

Презентация «Портфолио дошкольника как средство индивидуализации личности ребенка в условиях реализации ФГОС» Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных.

Проект «Мир интересов. Папа»Проект «Мир интересов. Папа» Паспорт проекта. Проект «Мир интересов. Папа». Вид проекта: познавательно - творческий. Возраст детей: 5 – 7 лет Реализация проекта: январь.

Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Портфолио интересов дошкольника
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 19:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Портфолио интересов дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фомичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД