Ольга Храмова
Конспект занятия в подготовительной группе «Получение крахмала из картофеля»
▼ Скачать +Заказ
Конспект «маминого занятия» в подготовительной группе.
Тема: «Получение крахмала из картофеля».
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле, как о продукте питания и его лечебных свойствах для человека. Познакомить с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Развивать познавательную активность и любознательность детей.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Получение крахмала из картофеля“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля. Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом. Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, исследовать его свойства, способы применения.
Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ.
Формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности.
Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия : «клубень», «крахмал»
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательные задачи:
Воспитывать устойчивое внимание, любознательность.
Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе сверстников.
Материал и оборудование:
Корзинка с целым сырым картофелем, тёрка, ситечко, ложка, вода в кувшине, крахмал, мука, салфетки. Прозрачные, стеклянные сосуды. Салфетка для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
Ход занятия
Вниманию детей воспитатель предлагает корзинку, внутри которой лежат клубни картофеля, прикрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, в этой корзинке что-то лежит. Хотите узнать, что в ней? Корзинку можно будет открыть только тогда, когда вы отгадаете мою загадку:
«Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…»
(картошка)
показать клубень картофеля, спрятанный в корзинке - подтвердить отгадку.
(дети рассматривают)
– А теперь возьмите по картофелю в руки и рассмотрите его.
– Какого он цвета? (белого, желтого, розового)
–Какой формы? (круглая, продолговатая, овальная)
– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Беседа по вопросам. Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Можно ли использовать картофель как лекарство?
Воспитатель выслушивает ответы детей, дополняет, комментирует и обобщает:
- Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Сырым картофелем лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
- А какие еще блюда можно приготовить из картошки?
Проблема.
Воспитатель: А можно из картофеля приготовить кисель?
- Можно! Кисель мы часто пьём в детском саду. И я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож не на какой другой. Кисель не похож на чай, не похож на компот, не похож на сок. Он может быть густым и менее густым. А делает его густым картофельный крахмал.
- Оказывается, в картофеле содержится особое вещество – крахмал. Давайте скажем это незнакомое нам слово
– Крахмал.
- А что такое крахмал и как его получают из картофеля? Оказывается, без него нельзя сварить вкусный кисель.
А теперь пройдём в нашу лабораторию. Я предлагаю вам провести научную работу и с помощью опытов узнать, как же из картофеля делают крахмал и готовят кисель. А так же здесь вы узнаете много нового.
Но, прежде чем приступить к нашим опытам, я хочу вам напомнить о правилах безопасности:
• Будьте очень внимательны и аккуратны.
• Здесь нельзя шуметь и ничего не трогать без разрешения.
• Аккуратно обращаться со стеклянными предметами,
Дети проходят к столам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Сегодня заведующая лабораторией мама Кати Клиновой – Ольга Викторовна, она нам сегодня расскажет и покажет очень много интересного!
Опыт №1 Получение крахмала из картофеля
Заведующая лабораторией:
- Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показывает детям терку, рассказывает о технике безопасности при работе).
Во что превратился клубень? (кашицу).
- Нам нужно взять кувшин с водой и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.
- Рассматриваем воду. Что получилось? (вода) Какого она цвета?
- Вода стала беловатой, мутной
Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле (в воде) содержится крахмал.
--А сейчас мы берем пустую прозрачную емкость и ситечко.
- Выливаем нашу жидкость в ситечко. Оставляем жидкость на некоторое время.
Умственная разминка.
Воспитатель: А мы немножко отдохнём и побеседуем.
- Ребята, мы с вами знаем что картофель - это овощ. Вы когда-нибудь видели, как сажают картофель и как он растет?.
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им игру.
Игра "Что сначала, что потом"
Карточки (4 штуки) с изображением разных стадий роста картофеля (поэтапно от проросшего до вызревших клубней).
Задание детям: расположите карточки, соблюдая последовательность роста картофеля. Ребенок с помощью карточек и наводящих вопросов рассказывает об этапах роста картофеля.
Воспитатель: А сейчас мы возвращаемся к нашему эксперименту.
Эксперимент
Заведующая лабораторией: Ребята, очень аккуратно берем нашу емкость и потихоньку сливаем воду (Вылить в другую емкость).
Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок) — это крахмал.
- Аккуратно берем наш полученный крахмал и перекладываем на блюдце (ткань).
- Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Когда он высохнет будет вот таким
(показать сухой крахмал).
Опыт №2. Сравнение муки и крахмала зрительно и на ощупь.
Дети трогают крахмал.
Заведующая лабораторией:- Какой на ощупь? (скрипит)
- На что похож крахмал? (на муку)
- Потрогайте муку? Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)
- Посмотрите внимательно. По цвету отличается? (Да)
Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.
Опыт № 3:
Заведующая лабораторией: В стакан положу крахмал и залью его холодной водой. Что мы видим?
Дети: В холодной воде крахмал не растворяется.
Опыт № 4:
Заведующая лабораторией: Я возьму стакан, положу в него крахмал и залью кипятком. Что вы видите?
Ответ детей: Он превратился в густую массу, набух, стал клейким.
Заведующая лабораторией: Правильно он превратился в клейстер, и с этим клейстером мы можем работать с бумагой, так как крахмал превратился в клей.
А так же этот клейстер, разведенный водой можно ещё использовать для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.
Опыт № 5:
Заведующая лабораторией: Я положу в емкость любое варенье (фруктовый сироп, перемешаю его с крахмалом и залью крутым кипятком. Как вы думаете, во что превратилась наша масса? На что он стал похож?
Дети: кисель.
Воспитатель: Мы можем отнести наш кисель на кухню и повара его доварят.
Сделаем вывод, для чего же нам нужен крахмал.
- Крахмал это сухое вещество, полученное из картофеля. Крахмал используется для приготовления киселей, клейстера, в кондитерских изделиях, в кулинарии. А так же используют для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.
И в заключении я хочу сказать о том, что крахмал – это ценный пищевой продукт. Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна?
Дети: Чтобы бегать, ходить, играть, думать.
Вот почему кисель такой полезный!
Воспитатель: Ребята, и вы сможете скоро попробовать наш вкусный и питательный кисель. Давйте мы поблагодарим Ольгу Викторовну за интересные опыты!
Дети: Спасибо! Было очень интересно и увлекательно.
Заключение
Заведующая лабораторией: Вам понравилась работать в лаборатории? Какие опыты вам понравились больше всего?
Вы, ребята, меня очень порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями.