Мариам Насибян
Урок литературы в 7 классе «Образ Петра и тема России в поэме «Полтава»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский язык и литература»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
НА ТЕМУ:
«ПОЛТАВА». ОБРАЗ ПЕТРА И ТЕМА РОССИИ В ПОЭМЕ
Выполнил: Насибян Мариам Усиковна
)
Подольск
2022
ТЕМА УРОКА : «ПОЛТАВА». ОБРАЗ ПЕТРА И ТЕМА РОССИИ В ПОЭМЕ.
Цель: Помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петра 1-ого, и выявить основную мысль произведения.
Публикация «Урок литературы в 7 классе „Образ Петра и тема России в поэме „Полтава“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Моя Родина Россия
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: Выяснить роль Петра 1 в Полтавском сражения и отношения автора к нему; произвести подробный анализ текста ;прививать учащимся гордость и уважения к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.
Литературоведческая и методическая основы урока :
1. Богданова О. Ю., Леонов С. Д., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М. ,2003.
2. Методика преподавания литературы. Под ред. Рез З. Я. - М., 1986.
3. Рыбникова М. Н. Избранные труды, 1988.
I. Организационный момент.
Наглядность и оборудование; портрет Петра 1-ого; план отрывка (на доске); текст поэма.
II. Проверка домашнего задания.
А. С. Пушкин «Песня о вещем Олеге». Судьба Олега о летописном повествование.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с Пушкиным-лицеистом.
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий Царскосельского парка.
Учитель. Именно тогда, в Лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».
IV. Работа над поэмой «Полтава».
1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г., Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
2) Рассматривание репродукций.
Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.
3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.
Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
Учитель:
– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»?
П/О
- Наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты, пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.
Учитель:
– Как автор рисует начало генерального сражения?
П/О
- «Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».
Учитель:
– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения?
П/О
- Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».
Учитель:
– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним? П/О
- Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.
Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами». «Слабым манием руки» – неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.
Учитель:
– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? П/О
- Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!
V. Вывод.
А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
VI. Домашнее задание:
- выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.