МААМ-картинки

Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий

Светлана Салихова
Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

МБУ детский сад №43 «Гнездышко»

музыкальный руководитель

Салихова Светлана Германовна

«Поликультурное воспитание дошкольников

посредством музыкальных занятий»

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по

иному, многое заново открываем или переоцениваем. Дошкольный

возраст является благоприятным периодом для начала планомерной

работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению

Публикация «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий» размещена в разделах

к культуре ближайшего национального окружения.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального

общения людей. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию.

Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, является

первым периодом «рождения личности и вхождения ее в социум».

Одна из важных задач в дошкольном возрасте – приобретение дошколятами

элементарных знаний об истории и культуре своего народа. К сожалению, родители в настоящее время из-за сложности социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития родной речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте.

Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д. С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности.

Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать:

• понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

• осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

• способность общаться;

• осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

• понимании особенностей различных культур;

• достижение взаимодействия и взаимообмена;

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Становление поликультурной личности дошкольника возможно через музыкально-художественную культуру в условиях посещения музыкальных, танцевальных кружков и народно прикладного искусства.

Музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, а именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников протекает наиболее успешно.

Наш детский сад «Гнездышко» посещают дети разных национальностей. Среди них есть таджики, узбеки, татары, мордва, украинцы, чуваши, русские. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры.

В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинают

осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на

национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, я на музыкальных занятиях знакомлю детей с играми народов нашей страны. Ребята с удовольствием играют в узбекскую игру «Достань платок», в мордовскую игру ---, таджикскую игру «Наездники», русскую игру «Гори, гори, ясно», «Жмурки». В процессе занятий я делаю акцент на то, что некоторые дети плохо запоминают текст песен, хороводов в силу того, что слабо владеют русским языком. Воспитываю толерантность, желание помогать. По фразам текста песен мы обсуждаем смысл и содержание не знакомых слов, подбирая слова синонимы. Использую репродукции картин, фотографии, картинки из книг.

Традиционными стали проведение развлечений таких как «Посиделки», «Капустница», «Курбан байрам», «День России», «День дружбы народов», на которых дети поют, водят хороводы, играют в игры, пьют чай с традиционными национальными блюдами. Родители проводят презентацию приготовленных сладких блюд, обмениваются рецептами друг с другом. В детском саду имеются национальные костюмы, головные уборы. Дети участвуют в конкурсах костюмов, танцевальных композиций. Для ознакомления детей с русской культурой в детском саду имеется уголок русской избы, где представлены предметы быта, костюмы, разная бытовая утварь.

Литература

1. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира //

Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы

международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост.

Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994.

2. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного

возраста / Под ред. В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО,

3. Мартынова Е. С. Семья и поликультурное воспитание. - URL : https://www.o-detstve.ru/forteachers/ kindergarten/parentsteaching/3052.html.

4. Видякова Е. А. Роль семьи в поликультурном воспитании детей младшего возраста. - URL : https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/doklad-v-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferBncii-v.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников» Комплексно-целевая программа"Поликультурное воспитание дошкольников" Пояснительная записка. Социальные процессы, происходящие в современном.

Нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к природе Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые.

Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста Цель моей работы – сформировать основы поликультурной личности музыкальными средствами, так как являюсь музыкальным руководителем. Что же.

Полоролевое воспитание детей посредством игр и занятийПолоролевое воспитание детей посредством игр и занятий основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание правильного отношения ребенка к природе.

Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ Введение Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети.

Воспитание дошкольников посредством приобщения к трудовой деятельности «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 09:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Салихова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД