Светлана Салихова
Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ детский сад №43 «Гнездышко»
Салихова Светлана Германовна
«Поликультурное воспитание дошкольников
посредством музыкальных занятий»
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по
иному, многое заново открываем или переоцениваем. Дошкольный
возраст является благоприятным периодом для начала планомерной
работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению
Публикация «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
к культуре ближайшего национального окружения.
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального
общения людей. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию.
Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, является
первым периодом «рождения личности и вхождения ее в социум».
Одна из важных задач в дошкольном возрасте – приобретение дошколятами
элементарных знаний об истории и культуре своего народа. К сожалению, родители в настоящее время из-за сложности социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития родной речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте.
Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д. С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности.
Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать:
• понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
• осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
• способность общаться;
• осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
• понимании особенностей различных культур;
• достижение взаимодействия и взаимообмена;
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Становление поликультурной личности дошкольника возможно через музыкально-художественную культуру в условиях посещения музыкальных, танцевальных кружков и народно прикладного искусства.
Музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, а именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников протекает наиболее успешно.
Наш детский сад «Гнездышко» посещают дети разных национальностей. Среди них есть таджики, узбеки, татары, мордва, украинцы, чуваши, русские. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры.
В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинают
осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на
национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, я на музыкальных занятиях знакомлю детей с играми народов нашей страны. Ребята с удовольствием играют в узбекскую игру «Достань платок», в мордовскую игру ---, таджикскую игру «Наездники», русскую игру «Гори, гори, ясно», «Жмурки». В процессе занятий я делаю акцент на то, что некоторые дети плохо запоминают текст песен, хороводов в силу того, что слабо владеют русским языком. Воспитываю толерантность, желание помогать. По фразам текста песен мы обсуждаем смысл и содержание не знакомых слов, подбирая слова синонимы. Использую репродукции картин, фотографии, картинки из книг.
Традиционными стали проведение развлечений таких как «Посиделки», «Капустница», «Курбан байрам», «День России», «День дружбы народов», на которых дети поют, водят хороводы, играют в игры, пьют чай с традиционными национальными блюдами. Родители проводят презентацию приготовленных сладких блюд, обмениваются рецептами друг с другом. В детском саду имеются национальные костюмы, головные уборы. Дети участвуют в конкурсах костюмов, танцевальных композиций. Для ознакомления детей с русской культурой в детском саду имеется уголок русской избы, где представлены предметы быта, костюмы, разная бытовая утварь.
Литература
1. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира //
Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы
международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост.
Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994.
2. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного
возраста / Под ред. В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО,
3. Мартынова Е. С. Семья и поликультурное воспитание. - URL : https://www.o-detstve.ru/forteachers/ kindergarten/parentsteaching/3052.html.
4. Видякова Е. А. Роль семьи в поликультурном воспитании детей младшего возраста. - URL : https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/doklad-v-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferBncii-v.