Папки-передвижки

Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Саламатина Диана
Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Публикация «Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, Г. П. Новикова, С. Бекман, Н. А. Метлов, О. П. Радынова и др.

Огромное внимание музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяла В. Н. Шацкая.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятия музыки, простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструмента, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволит детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке воспитывать осознанное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных игра и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать1.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Система музыкально-эстетического воспитания позволяет знакомить детей на музыкальных занятиях, а именно на интегрированных занятиях с различными видами искусства. На таком занятии детям дают представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности2.

Взаимодействие между видами искусств, их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияние — принадлежит к числу важнейших вопросов эстетики. В них скрещиваются разделы теоретические, связанные с трактовкой системы искусств, их специфики с творческими вопросами художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества.

Вместе с тем, разными путями все виды искусств идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих общественное сознание человека и его личность. Существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира общественным человеком, единство решаемых всеми искусствами исторических задач3.

Вопросами изучения взаимодействия различных видов искусств занимались Б. Т. Лихачёв, Н. И. Киященко, В. В. Неверов, М. Д. Таборидзе. А М. С. Каган, М. Е. Марков, Ю. А. Кремлёв которые считали, что в основе взаимодействия искусств лежит общность, существующая между ними, обусловленная их происхождением, единством социальных задач и функций, художественно-образной природой, приёмами и законами построения. Вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии искусств нельзя ставить абстрактно. В одних случаях взаимодействие может быть очень плодотворным, имеющим положительные последствия, в других — неплодотворным, дающим отрицательные -результаты. плодотворно или неплодотворно взаимодействие искусств — в общей форме ответить на этот вопрос нельзя. Всё зависит от конкретного характера взаимодействия. В процессе интегрированных занятий синтез музыки и других видов искусств проходит непосредственно и соединяет их в едином воздействии, что отражается на творческом процессе и развивает детей эстетически и духовно4.

Из выше сказанного видно, что проблема организации интегрированных занятий в процессе музыкально-эстетического воспитания на сегодняшний день является актуальной.

Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в

дошкольном образовательном учреждении

1.1 Основы эстетического воспитания в ДОУ

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее5.

Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дали основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствует

этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

З. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Единство сформированных эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе.

Таким образом, в результате овладения всей эстетической культурой осуществляется эстетическое развитие личности, а также ее готовности включиться в эстетическое преобразование окружающего мира.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитания обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе тоже необходимо добивать яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки и т. д. Своим внешним видом, гармонией форм, цветом они способствует формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

Гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. Песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх. Она сплачивает детей во время труда, делает труд радостным. Игры с пением и хороводы являются прекрасным материалом нравственно — эстетического воспитания детей. В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно — дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи.

Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники. Все они в яркой эмоциональной форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни. Самым простым зрелищем для дошкольников является театр игрушек, в которых игрушки движутся в сопровождении художественного слова, нения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально — эстетическое восприятие. Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи, у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д.

Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве, обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус6.

1.2. Музыкальное воспитание дошкольников

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности7. Поэтому музыкальное воспитание происходит в процессе усвоения ребенком общественно — выработанных способов и действий.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача. Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень, педагогическое мастерство.

Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка8.

Развитие происходит:

- в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным реакциям;

- в области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

- в области проявлений отношений — от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

- в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально — ритмическом движении9.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это.

Воспитание в целом, и обучение в частности, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально — дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.

В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.

Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников :

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и переживания детей, стимулировать их нравственно — эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.

З. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации. Точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности :

эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танца).

6. Пробуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев,

хороводов, игр.

Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет10.

«Программа воспитания в детском саду» — государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.

Материал программы распределяется по видам деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.

Таким образом, музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.

Заключение

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.

Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.

«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания».

Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Публикации по теме:

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Роль экологического воспитания в социально-нравственном воспитании дошкольников Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она.

Семейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитанииСемейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитании Выступление подготовила и провела воспитатель разновозрастной группы по системе М. Монтессори : Литвин Ирина Александровна. Что такое.

Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Духовный человек мыслит своими мыслями, а.

Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка» Консультация для родителей: «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка». Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Роль книги в нравственном воспитании дошкольников Роль книги в нравственном воспитании дошкольников. Перед нашим обществом представлена задача воспитания человека как личности гармонически.

Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка» Педагогическими предпосылками построения концепции формирования начал нравственного сознания детей в ДОУ считаются более важные научные.

Выступление на педагогическом совете «Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников» Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение,.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Заседание клуба молодой семьи «Растем вместе» по теме: Заседание клуба молодой семьи «Растем вместе» по теме: «Роль сказки в нравственном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 7 октября 2019 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Саламатина Диана (УИ 1270846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД