Татьяна Лазарева
Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-целевая программа
"Поликультурное воспитание дошкольников"
Пояснительная записка.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Публикация «Комплексно-целевая программа „Поликультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.
Цель программы.
Формировать национальное самосознание развивающейся личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное самоопределение на основе национальных традиций российской культуры.
Задачи.
1. Формировать представление детей о многообразии культур и их взаимосвязи.
2. Учить отличать и называть особенности культуры народов, проживающих на Юге и Севере России.
3. Развивать умение отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности и создающие основу для воспитания уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
4. Воспитывать на основе понимания и принятия самобытности культур разных
народов бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям, направленное на сохранение национальных культур народов России.
Концепция программы.
Приобретение детьми основ личностной культуры, её базиса, соответствующих общечеловеческим духовным ценностям.
Обоснование программы
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда!
В настоящее время, идея поликультурного воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, бесед с дошкольниками, родителями, педагогами свидетельствует о том, что общие знания о культуре разных народов у детей не сформированы. Отношение к представителям других национальностей нейтрально. Интерес к национальной культуре ситуативно неустойчивый. Недостаточно организована развивающая среда, а также недостаточная подготовленность педагогов ДОУ в этой области знаний. В реализации поликультурного образования отсутствует взаимодействие между родителями, детьми, педагогами.
Пути решения проблемы
1. Разработка КЦП, направленной на поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с народами России.
2. Организация развивающей среды.
3. Организация работы творческой группы.
4. Повышение педагогического мастерства педагогов.
5. Разработка перспективного плана по поликультурному воспитанию детей.
6. Сотрудничество с родителями с целью повышения уровня знаний по вопросу поликультурного воспитания детей.
7. Организация наставничества опытных педагогов и начинающих.
Ожидаемые результаты
1. Имеет представления о России как многонациональной стране.
2. Имеет представления о народах России, его культуре.
3. Обладает духовно – нравственными ценностями.
4. Обладает гражданско – патриотическими чувствами.
5. Уважает культурное, историческое прошлое России.
КЦП будет реализовываться в течение трех лет.
Разделы программы.
1. Методическое обеспечение программы:
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателей.
2. Работа с педагогическими кадрами:
Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме развития личности ребенка.
3. Работа с детьми:
Цель: воспитание, развитие, формирование представлений, качеств по проблеме.
4. Работа с родителями:
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с детским садом.
5. Контроль, анализ, регулирование программы:
Цель: отслеживание результатов проводимой работы, на ее основе планирование коррекционной работы.
6. Материально – техническое обеспечение программы:
Цель: создание, развитие и эффективное использование образовательно-материальных ресурсов для реализации программы.
2018 – 2019 учебный год
Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой Кубани.
Задачи:
1. Формировать представления об истории Кубани, укладе жизни казаков.
2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.
3. Развивать интерес к традициям и обычаям кубанского народа.
4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям кубанского народа.
5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.
2018 – 2019 учебный год
Методическое обеспечение
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.
Работа с педагогическими кадрами
Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме Консультация
«Специфика поликультурного воспитания детей дошкольного возраста».
Работа с детьми
Цель: развитие у дошкольников основ поликультурного воспитания.
Работа с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование
дальнейшей работы.
Материально – техническое обеспечение
Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно-материальных ресурсов для реализации программы.
Мероприятия
1 квартал
1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме.
2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой народов Кубани.
3. Консультация: «Специфика поликультурного воспитания детей дошкольного возраста».
4. Педагогический час. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани»
5. Занятия с детьми: «Кубань – Житница – России». (знакомство с историей Кубани, видами труда, культурой).
6. Анкетирование родителей по теме.
7. Диагностика.
8. Подбор дидактического материала.
9. Приобретение методической литературы.
2 квартал
1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.
2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой народов Кубани.
3. Семинар «Организация процесса поликультурного воспитания детей в ДОУ».
4. Выставка «Кубанские куклы»
5. Оформление наглядной информации.
6. Тематический контроль «Организация работы по формированию представлений о народной культуре Кубани у детей дошкольного возраста».
7. Оснащение методического кабинета дидактическим материалом по ознакомлению с культурой Кубанского народа.
3 квартал
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по теме.
2. Педсовет «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников при ознакомлении с культурой Кубани».
3. Смотр – конкурс. Центров патриотического воспитания в группах ДОУ».
4. Проект «Обычаи и традиции народа Кубани».
5. Родительское собрание «Роль семьи в поликультурном воспитании детей».
6. Итоговая диагностика
7. Организация экспозиции «Традиционная культура Кубани».
4 квартал
1. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению детей с культурой народов Кубани.
2. Самоанализ педагогов: Организация работы по ознакомлению детей с культурой народов Кубани.
3. Развлечение «Кубанские посиделки».
4. Организация выставки совместного творчества родителей и детей «Все, что дает земля Кубанская, вкусно и полезно».
5. Коррекционная работа по результатам диагностики.
2019 – 2020 учебный год
Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой алтайского народа
Задачи:
1. Формировать представления об истории Алтая, укладе жизни алтайского народа.
2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.
3. Развивать интерес к традициям и обычаям алтайского народа.
4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям алтайского народа.
5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.
2019 – 2020 учебный год
Методическое обеспечение
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.
Работа с педагогическими кадрами
Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме.
Работа с детьми
Цель: развитие у дошкольников основы поликультурного воспитания.
Работа с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование
дальнейшей работы
Материально-техническое обеспечение планирование дальнейшей работы
Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно - материальных ресурсов для реализации программы.
Мероприятия
1 квартал
1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме. 2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой алтайского народа
3. Педагогический час. «Приобщаем детей к традиционной культуре Алтая»
4. Консультация: «Народная игрушка как средство поликультурного воспитания.
5. Занятия с детьми: "Алтайский край. Знакомство природой, бытом, традициями алтайского народа"
6. Круглый стол: «Актуальна ли в наше время проблема поликультурного воспитания?».
7. Взаимопосещение на тему: «Организация работы по поликультурному воспитанию дошкольников».
8. Изготовление дидактического материала по ознакомлению детей с культурой алтайского народа.
2 квартал
1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.
2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой алтайского народа.
3. Семинар «Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников».
4. Выставка рисунков по произведениям о животных В. Бианки.
5. Тематический контроль «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников"
6. Изготовление дидактических игр.
3 квартал
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по теме.
2. Педсовет «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников при ознакомлении с культурой Алтая».
3. Смотр – конкурс. Центров патриотического воспитания».
4. Занятия с детьми "Алтайские народные сказки".
5. Наглядная агитация: рекомендации в папке-раскладушке, рубрика «Прочитайте детям»(Алтайские сказки).
6. Диагностика
7. Организация экспозиции «Традиции и искусство алтайского народа».
4 квартал
1. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению детей с культурой алтайского народа.
2. День открытых дверей.
3. Коррекционная работа по результатам диагностики.
2020 – 2021 учебный год
Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой Якутии
Задачи:
1. Формировать представления об истории Якутии, укладе жизни народов Якутии.
2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.
3. Развивать интерес к традициям и обычаям якутского народа.
4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям якутского народа.
5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.
2020 – 2021 учебный год
Методическое обеспечение
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.
Работа с педагогическими кадрами
Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме. К
Работа с детьми
Цель:развитие у дошкольников основы поликультурного воспитания.
Работа с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование
дальнейшей работы.
Материально – техническое обеспечение
Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно - материальных ресурсов для реализации программы.
Мероприятия
1 квартал
1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме. 2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой народа Якутии.
3. Консультация: «Народная игра как средство поликультурного воспитания детей». 4. Педагогический час. «Приобщаем детей к традиционной культуре Якутии».
5. Занятия с детьми: "Республика Саха – вблизи «полюса холода» (Знакомство природой, бытом, традициями якутского народа).
6. Наглядная агитация: рекомендации в папке – раскладушке «Знакомим детей с народными традициями Якутии».
7. Оснащение групп дидактическим материалом
2 квартал
1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.
2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой народа Якутии.
3. Семинар - практикум: «Методы воспитания основ поликультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».
4. Проект: «Обычаи и традиции народа Якутии».
5. Групповые родительские собрания.
6. Тематический контроль «Система работы по формированию представлений о культуре народа Якутии у дошкольников».
7. Приобретение материалов для рассматривания и самостоятельной работы детей по ознакомлению с культурой народов России.
3 квартал
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды.
2. Педсовет «Нравственно-правовое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родной страной - Россией».
3. Выставка «Куклы народов Севера».
4. Создание альбома «Россия – многонациональная страна».
5. Диагностика.
6. Организация экспозиции «Традиции и искусство народа Якутии».
4 квартал
1. Оформление информационно-методических материалов по теме: семинары, консультации, сообщения для родителей.
2. Развлечение "Игры разных народов" (Спортивное)
3. Коррекционная работа по результатам диагностики.