Светлана Примаченко
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
посредством дидактических игр
Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры, путем интеграции всех образовательных областей.
Исходя из цели выделила задачи:
• формировать систему элементарных экологических знаний;
• развивать познавательный интереса дошкольников к миру природы;
• воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношение к природе.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Например, можно задействовать сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному". Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр, подразумевает их вариативность.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр :
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается, «Воздух, земля, вода» и т. д.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за зверь?», «Закончи мое предложение». Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Я предлагаю ряд игр, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности, а так-же в непосредственной деятельности детей самостоятельно, по группам и т. д.
Давайте поиграем!
1. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Задача игры: Закрепить знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Мелкую моторику рук.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Вариант№1. Бросаю мяч ребенку и называю объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
(воробей, лиса, акула, слон, сова, медведь….)
Вариант№2. (наоборот) Бросаю называю слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
2. Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: Закреплять знания детей о насекомых.
Методика проведения: Например : Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
3) пчела, стрекоза, лиса, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
5) кот, комар, жук, бабочка;
6) стрекоза, мотылек, шмель, ласточка.
3. Игра «Угадай – ка» (загадки)
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о овощах.
Дидактический материал : картинки на каждого ребенка с изображение овощей. Книга загадок.
Методика проведения: На столе перед ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
4. Игра «Распредели по цвету, форме»
Дидактический материал : Перед вами карточки с изображением различных плодов. Цветовой веер.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: т. е. на красное поле плоды с красным оттенком, на желтое – с жёлтым, а третье – с зелёным. и т. д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даё т детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие.
Благодаря такой игре происходит обучение детей классифицировать объекты. Закреплять представление о форме и цвете. Умение различать предметы используя знания геометрических фигур.
5. Дидактическая игра «Деревья,плоды и семена»
Цель игры:Учить узнавать растения по характерным признакам
Задачи: Рассматривая деревья, найти плоды и семена данного дерева и наоборот рассмотрев плоды, листья и семена найти дерево.
Расширять знания детей о растениях.
Искать в природе такие же растения.
1. Вариант: На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян и деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему нужное дерево. Потом берется второй лист и подбирает следующее дерево. По ходу игры выясняется название растения, где растет, есть ли такое растение на территории детского сада.
2. Вариант: Рассмотреть сначала карточки с изображением дерева, листа и плода, а потом предложить найти среди изображений деревьев, плодов и листьев нужное….
6. Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные»
Игры можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Задачи:
- С помощью этой игры расширять и закреплять знания детей о диких и домашних животных, среде их обитания, умение различать животных по внешнему виду;
- развивать речь, внимание, память;
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- умение действовать: совместно и самостоятельно.
Материал:
- карточки «Лес», «Дом»
- карточки с изображением домашних животных (корова, лошадь, коза, баран, собака, кошка, свинья. кролик)
диких животных (ёжик, заяц, белка, лиса, волк, медведь)
1. Вариант игры "Кто где живёт?"
Цель: учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам, умение отвечать на вопросы, комментировать свой выбор.
Дети по возможности комментируют свои действия: "Волк живёт в лесу», «Почему?», "Корова живёт в деревне. ", «Почему?
Описание игры:
Животные, как и люди,очень любят дружить! Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, животные тут же побежали встретиться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора по домам.
– Вы готовы помочь всем животным найти свой дом?
- Я вам дам маленькую подсказку: дикие животные живут в лесу, а домашние – рядом с людьми, дома, на ферме.
Определите к какому типу относится то или иное животное, и верните его домой.
2. Вариант игры "Кто лишний?"
-Предлагаю закрыть глаза.
(Воспитатель выкладывает животных, например: среди домашних животных добавляется любое дикое животное, и просит детей найти лишнее животное и вернуть его в свою среду обитания.)
Дети по возможности комментируют свои действия: "Волк живёт в лесу. " "Корова живёт в деревне. "и «Почему»
Значит, уважаемые коллеги!
Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом мире, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям что более ценно.