Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Светлана Примаченко
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать +Заказ

Экологическое воспитание дошкольников

посредством дидактических игр

Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

• развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры, путем интеграции всех образовательных областей.

Исходя из цели выделила задачи:

• формировать систему элементарных экологических знаний;

• развивать познавательный интереса дошкольников к миру природы;

воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношение к природе.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Например, можно задействовать сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному". Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр, подразумевает их вариативность.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр :

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается, «Воздух, земля, вода» и т. д.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за зверь?», «Закончи мое предложение». Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Я предлагаю ряд игр, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности, а так-же в непосредственной деятельности детей самостоятельно, по группам и т. д.

Давайте поиграем!

1. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Задача игры: Закрепить знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Мелкую моторику рук.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Вариант№1. Бросаю мяч ребенку и называю объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

(воробей, лиса, акула, слон, сова, медведь….)

Вариант№2. (наоборот) Бросаю называю слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

2. Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: Закреплять знания детей о насекомых.

Методика проведения: Например : Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

3) пчела, стрекоза, лиса, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

5) кот, комар, жук, бабочка;

6) стрекоза, мотылек, шмель, ласточка.

3. Игра «Угадай – ка» (загадки)

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о овощах.

Дидактический материал : картинки на каждого ребенка с изображение овощей. Книга загадок.

Методика проведения: На столе перед ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

4. Игра «Распредели по цвету, форме»

Дидактический материал : Перед вами карточки с изображением различных плодов. Цветовой веер.

Методика проведения:

Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: т. е. на красное поле плоды с красным оттенком, на желтое – с жёлтым, а третье – с зелёным. и т. д.

Вариант 2 «Распредели плоды по форме» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даё т детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие.

Благодаря такой игре происходит обучение детей классифицировать объекты. Закреплять представление о форме и цвете. Умение различать предметы используя знания геометрических фигур.

5. Дидактическая игра «Деревья,плоды и семена»

Цель игры:Учить узнавать растения по характерным признакам

Задачи: Рассматривая деревья, найти плоды и семена данного дерева и наоборот рассмотрев плоды, листья и семена найти дерево.

Расширять знания детей о растениях.

Искать в природе такие же растения.

1. Вариант: На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян и деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему нужное дерево. Потом берется второй лист и подбирает следующее дерево. По ходу игры выясняется название растения, где растет, есть ли такое растение на территории детского сада.

2. Вариант: Рассмотреть сначала карточки с изображением дерева, листа и плода, а потом предложить найти среди изображений деревьев, плодов и листьев нужное….

6. Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные»

Игры можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Задачи:

- С помощью этой игры расширять и закреплять знания детей о диких и домашних животных, среде их обитания, умение различать животных по внешнему виду;

- развивать речь, внимание, память;

- воспитывать гуманное отношение к животным;

- умение действовать: совместно и самостоятельно.

Материал:

- карточки «Лес», «Дом»

- карточки с изображением домашних животных (корова, лошадь, коза, баран, собака, кошка, свинья. кролик)

диких животных (ёжик, заяц, белка, лиса, волк, медведь)

1. Вариант игры "Кто где живёт?"

Цель: учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам, умение отвечать на вопросы, комментировать свой выбор.

Дети по возможности комментируют свои действия: "Волк живёт в лесу», «Почему?», "Корова живёт в деревне. ", «Почему?

Описание игры:

Животные, как и люди,очень любят дружить! Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, животные тут же побежали встретиться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора по домам.

– Вы готовы помочь всем животным найти свой дом?

- Я вам дам маленькую подсказку: дикие животные живут в лесу, а домашние – рядом с людьми, дома, на ферме.

Определите к какому типу относится то или иное животное, и верните его домой.

2. Вариант игры "Кто лишний?"

-Предлагаю закрыть глаза.

(Воспитатель выкладывает животных, например: среди домашних животных добавляется любое дикое животное, и просит детей найти лишнее животное и вернуть его в свою среду обитания.)

Дети по возможности комментируют свои действия: "Волк живёт в лесу. " "Корова живёт в деревне. "и «Почему»

Значит, уважаемые коллеги!

Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом мире, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям что более ценно.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: ТОТРОВА.

Долгосрочный познавательный проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» Составлено воспитателями средней группы Ярошенко О. П. (высшая категория) Тарасенко О. П. (1 квалификационной категория) МБДОУ№6 «Улыбка»,.

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Шокурова Любовь Юрьевна. 1. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ.

Перспективный план «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности во второй младшей группе» Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель: • воспитание гуманного отношения к природе.

Проект в первой младшей группе «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Проект в первой младшей группе на тему «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Тип проекта.

Проект: «Экологическое воспитание детей посредством создания книги» Данный проект направлен на экологическое воспитание детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи в комплексе с духовно-нравственным.

Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игрСенсорное воспитание детей посредством дидактических игр Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная.

Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр СтатьяВоспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игровая деятельность детей дошкольного возраста, несомненно,.

Выступление на КМО воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Подготовила: воспитатель Майорова Э. Г. В последнее время резко возрос.

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности Дети, будучи ещё в самом раннем возрасте, начинают познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 19 мая 2019 в 16:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Примаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД