Алена
Подвижные игры, способствующие ранней профориентации для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи ранней профориентации детей
Цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности.
Задача ранней профориентации для дошкольников заключается в подготовки к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:
Публикация «Подвижные игры, способствующие ранней профориентации для дошкольников» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
• Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
• Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у детей базовых представлений о различных видах деятельности.
Что такое профессиональная ориентация?
Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах.
По мнению Алексея Николаевича Леонтьева, именно у детей дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
В практике дошкольных учреждений существует определенная совокупность методов, которые способствуют формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
Но при этом практически ничего не говорится об ознакомлении с ранней профориентацией в образовательной области «Физическое развитие». А ведь подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, включая занятия физической культурой.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию игры «В мире профессий» в области «Физическое развитие», которые направленны на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами.
Профессия «Шофёр»
• Игры «Такси» Цель: приучать детей двигаться вдвоем, согласовывая движения, друг с другом, меняя направление; воспитывать дружеские отношения между детьми.
• «Цветные автомобили» Цель: упражнять в ходьбе, в беге врассыпную
• «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу; упражнять в спрыгивании со скамейки; развивать умение ориентироваться в пространстве, реакцию, ловкость; имитационные умения.
Профессия «Военный»
• Игра «Защити товарища» Цель : упражнять в бросках мяча в цель, в ловле мяча; развивать реакцию, ловкость, глазомер; воспитывать дружеские отношения между детьми.
• Игра «Часовой» Цель: упражнять в ходьбе на носках, тихо, крадучись; развивать слуховое восприятие, внимание, ориентировку в пространстве, выдержку.
Профессия «Пожарный»
• Огонь в очаге. Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
• Вода и огонь. Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
• Кто быстрее потушит пожар. Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.
Профессия «Строитель»
• игра «Найди свой домик» Цель: упражнять в беге врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; развивать ориентировку в пространстве, ловкость, реакцию на сигнал; учить помогать друг другу, находить домик.
• игра «Ключи» Цель: упражнять в беге врассыпную, не наталкиваясь, уворачиваясь; развивать реакцию на сигнал, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Профессия «Учитель»
• Игра «Классики» Цель: упражнять в прыжках разными способами : на 2х, 1-ой ноге, ноги в стороны - вместе; развивать координацию, ловкость, чувство равновесия, глазомер.
• Игра «Дни недели» Цель: упражнять в прыжках в высоту с места, разбега; развивать скоростно-силовые качества, ловкость, координацию; воспитывать настойчивость, смелость; закреплять названия дней недели.
Профессии «Космонавт», «Лётчик»
• «Самолеты» Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
• «Парашютисты» Цель: упражнять в спрыгивании в обозначенное место с мягким, точным приземлением на обе ноги; развивать ловкость, чувство равновесия, внимание.
Морские профессии
• игра «Море волнуется» Цель: упражнять в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию, умение ориентироваться в пространстве внимание, фантазию; закреплять знания по теме.
• «Золотая рыбка» Цель: упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту, ориентировку; учить согласовывать движения друг с другом.
• «Рыбаки и рыбки» Цель: упражнять в прыжках вверх с места, с разбега через шнур; развивать скоростно-силовые качества, ловкость, реакцию; воспитывать смелость.
Профессия «Повар»
• «Съедобное – несъедобное» Цель: упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре с воспитателем; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным.
Польза подвижной игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Подвижную игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
дальнейшей профессиональной деятельности человека.