Рамазанова Наида
«Подснежник». НОД по музыке в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
* Развивать эстетическое воспитание, воображение детей, их образные представления.
* Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивании
музыкальных произведений. Показать синтез художественного слова, музыки, пластики,
живописи.
* Формировать творческие способности детей. С помощью интонации передавать характер песни.
Передавать в движении, пластике характер пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского.
Публикация «„Подснежник“, НОД по музыке в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
* Стимулировать желание детей создать цветы подснежники с помощью разных техник рисования.
* Прививать любовь к живой природе – бережно относиться к подснежникам.
Материал:
* Грамзапись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига, «Весна»
Г. Свиридова.
* Фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев».
* Стихотворения И. Иовлева, В. Суслова, Л. Яхнина, В. Степанова, Н. Ашукина, Г. Виеру.
* Репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Подснежники» А. Грицая. Картины
современных художников.
* Тонированные листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти.
* Цветы подснежники, выполненные из сжатой бумаги для танца.
* Музыкальные инструменты : металлофон, треугольник, колокольчик.
Ход занятия.
С левой стороны зала расставлены столы и стулья, за которыми дети будут выполнять красочные открытки с изображением подснежников.
В зале, ,в удобном месте расположен телевизор для просмотра мультфильма. Негромко звучит музыка «Утро» Э. Грига, дети свободно входят в зал, свободно группируясь. Музыка затихает.
Муз. рук. предлагает детям сесть и послушать отрывок из рассказа: «Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Нет, не рано, пора-пора, запели птицы».
Муз рук. Ребята, о каком времени года говорится в рассказе? Как вы догадались? Почему вы так
думаете (Дети называют приметы весны). А какое сейчас время года?
Послушайте загадку:
Хорошо гулять в саду!
Тихо…Утро раннее.
Чудо – песенка звенит
На лесной проталине,
Чей-то нежный голосок
Еле-еле слышен –
Кто, расправив лепестки,
Из-под снега вышел? (Н. Френкель)
Дети. Подснежник
Муз. рук. Вы отгадали эту загадку? Правильно. это подснежник. О каком цветке говорится в рассказе?
Дети. О подснежнике.
Муз. рук. Почему он так называется?
Дети. Он появляется из-под снега. Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках.
Муз. рук. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети. Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось. Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, и рвут их, рвут, везут в больших коробках и продают. В каждой коробке умещается целая маленькая полянка подснежников. Может наступить день, когда мы увидим лишь голую землю без цветов.
Муз. рук. Подумайте, как можно спасти подснежники. Ведь многие люди дарят их на праздник 8 Марта.
Дети. Можно рассказать своим друзьям и родным про то, что случиться с цветами, если люди будут рвать их дальше. Можно нарисовать подснежники и подарить рисунок маме вместо живых цветов на 8 Марта.
Муз. рук Вы знаете стихи о подснежниках? Прочтите их.
Под ногой трещит валежник,
Лес весну встречать готов.
Распускается подснежник-
Самый первый из цветов.
В. Степанов
***
Под кровом леса снежного
Он вырос невысок.
Ласкает солнце нежное
Теплом своим цветок.
Он, словно небо ясное,
Такой же голубой.
Его весна прекрасная
К нам принесла с собой.
Б. Иовлев
***
На поляне лесной,
Где ручей резвился,
Вдруг подснежник голубой
Сквозь снежок пробился.
В. Суслов
***
Синее небо. Синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растёт.
Г. Виеру
***
Будто нарисован мелом,
Из-под снега, наконец,
Вылез он в берете белом,
Хоть и мал, да удалец!
Сонно жмурится подснежник.
Он на цыпочки привстал
Под лазурным небом вешним:
- Я успел?
Иль опоздал?
Е. Серова
***
Вчера веселый дождь, смеясь,
Шумел, сверкая, над лугами
Играло солнце, золотясь,
Его прозрачными сетями,
И вот сегодня у окна
Вся легкая и голубая,
Смеется девочка-весна,
Подснежники бросая. Г. Виеру
***
Солнце ёлочки пригрел
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли –
Всем на удивление.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звёздочки, горят,
Лесу улыбаются.
Иногда дожди идут
И снежинки падают,
А подснежники цветут,
Мир собою радуют.
***
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Н. Маслей.
***
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеёк.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна».
Людмила Кудрявская
***
Подснежники, подснежники,
Первые цветы.
Вы такие нежные,
Вестники весны.
Щипцова Наталья
Муз. рук. Какие замечательные стихи вы знаете о подснежниках. Каким его изображают поэты?
Дети. Он самый первый из цветов, он нежный, его ласкает солнце. Но он гордый и смелый, растет прямо из-под снега, не боится холода.
Муз. рук. Скажите, а как вы понимаете такие слова: проталина, кров, удалец, лазурный, вешний? (ответы детей).
Муз. рук. Вспомните, в какой сказке говорится о подснежниках?
Дети. «Двенадцать месяцев».
Муз. рук. Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма. (Дети смотрят фрагмент из мультфильма).
Муз. рук. В этой сказке девочка нарвала целую корзину подснежников, но ведь их рвать нельзя. Как вы думаете, почему она так сделала? (Дети высказывают свои предположения).
Почему подснежник так нравится людям? Что в нём необычного?
Дети. Он нежный, хрупкий, беззащитный.
Фрагмент из мультфильма. (Дети смотрят фрагмент из мультфильма).
Муз. рук. : В этой сказке девочка нарвала целую корзину подснежников, но ведь их рвать нельзя. Как вы думаете, почему она так сделала? (Дети высказывают свои предположения).
Почему подснежник так нравится людям? Что в нём необычного?
Дети. Он хоть и нежный, хрупкий, но гордый и смелый, растёт рядом со снегом, его обувает холодный ветер, но он не боится.
Муз. рук. Правильно, а ещё его люди любят потому, что он – символ весны и тепла. Какое вы знаете музыкальное произведение, в котором композитор рассказывает музыкой о весне и о подснежнике?
Дети. «Апрель. Подснежник» П. Чайковского.
Муз. рук. Давайте послушаем это произведение.
дети смотрят в видеозаписи зарисовки природы и слушают музыку Чайковского.
Муз. рук. Как рассказывает музыка о природе, какая музыка?
Дети. Нежная, взволнованная, иногда робкая, ласковая. Мелодия полётная, будто цветок покачивается на ветру. Но иногда тревожная, настороженная. Музыка рассказывает, что солнышко светит не всегда, бывает холодно, темно и ненастно.
Муз. рук. Предлагаю вам потанцевать, выражая настроение музыки – взволнованное, немножко грустное, беспокойное, ласковое. Покажите, как поднимаются на встречу солнцу головки цветов, покружитесь на весенней полянке.
Танец подснежников.
Вы сейчас изобразили подснежники в танце, а его ещё можно нарисовать или смастерить из бумаги. Нежные цветы можно изобразить на самодельных открытках.
Давайте сядем за столы и сделаем эти нежные цветы. Скажите, какой краской мы будем рисовать цветы и с помощью какой техники?
Дети. Розовой, голубой, белой.
Дети выполняют задания. Звучит музыка Э. Грига, Г. Свиридова, П. Чайковского.
Муз. рук. Посмотрите, что у нас получилось.
Дети ходят по залу рассматривают работы.
Кажется, мы с вами оказались на весенней поляне, полной подснежников. Давайте поиграем и наполним весеннюю сказку звуками природы.
А вы могли бы придумать весеннюю или грустную песенку дождя, или показать, как переговариваются сосульки между собой, кто попробует?
Дети по желанию придумывают маленькие песенки на слова «кап-кап», «динь-дон»
Звуки весны на нашей поляне можно отобразить музыкальными инструментами. Какими?
Дети. Металлофон, треугольник, колокольчик
Дети исполняют на музыкальных инструментах «Вальс-шутку» Д. Шостаковича.
Муз. рук. Давайте закончим наше занятие песенкой о подснежнике.
Песня «Подснежник» Н. Елисеева.