Ольга Соловьёва
Конспект НОД по музыке для детей старшей группы «Загадки Королевы Гармонии»
КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы
«Загадки Королевы Гармонии»
Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б.
Цель:
• Развивать творческое воображение,
• поощрять танцевальное творчество;
• развивать тембровый слух,
• продолжать обучение игре на бубнах и кастаньетах,
• приемам дирижирования.
Материал:
Публикация «Конспект НОД по музыке для детей старшей группы „Загадки Королевы Гармонии“» размещена в разделах
• : письмо, шкатулка, игрушечный гном, набор СD - дисков, набор карточек к дидактической игре «Узнай инструмент», бубны, кастаньеты, маракасы по количеству детей, несколько портретов композиторов, среди них портрет П. И. Чайковского.
Ход нод
Музыкальный руководитель : Ребята! Мы получили письмо из сказочной страны и вот эту музыкальную шкатулку. Интересно, кто же написал это письмо? Хотите узнать?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель :
«Я - королева Гармония — люблю порядок, стройность и красоту во всем! Сегодня я решила проверить, все ли в порядке в моем королевстве и чем занимаются мои подданные. И что же я обнаружила! Придворный гном залез в мою любимую шкатулку и чуть не поломал ее. В наказание я решила навсегда закрыть его в этой шкатулке! Но сердце у меня доброе, и, если вы, ребята, разгадаете мои музыкальные загадки и хорошо справитесь со всеми заданиями, я высочайшим повелением освобожу гнома из шкатулки». Вы хотите помочь гномику?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Тогда слушайте загадки королевы.
Семь подружек — семь чудесниц,
Сложишь вместе — будет песня! (Ноты.)
Семь ступенек — лесенка,
На ступеньках — песенка. (Нотный стан.)
Ребята, кто расскажет королеве о нотах?
Ребенок:
Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти,
Долго в памяти носи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
(Дети повторяют названия нот.)
Музыкальный руководитель : Это была маленькая разминка. Прочитаем письмо дальше: «Мы отправляемся в путешествие по моему дворцу. Сейчас я нахожусь на втором этаже. На третьем этаже живут мои придворные дамы, а на первом — мои любимые музыканты. Отгадайте, куда я направляюсь?»
(Звучит звукоряд в восходящем направлении, дети определяют — мелодия пошла вверх, значит, королева пошла к дамам. Письмо читается дальше.)
«Интересно, чем занимаются мои дамы? Наверное, как всегда, сплетничают. Загляну - ка я тихонько за дверь.
(Звучит «Вальс - Спящая красавица» П. Чайковского, музыка детям не знакома. Дети определяют, что дамы танцуют вальс.)
Ребята, а вы умеете танцевать так же легко и изящно, как мои дамы?»
(Девочки и мальчики импровизируют движения вальса.)
Наши дети очень старались, мне даже показалось, что мы попали на бал к королеве Гармонии! Теперь почитаем письмо дальше: «А сейчас я выйду на балкон и посмотрю, что происходит на дворцовой площади.
(Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.)
Ребята, кого я вижу на площади? Да, там смотр моих лучших войск. А умеют ли наши мальчики так же четко и горделиво шагать, как мои солдаты?»
(Мальчики получают задание изобразить танец солдат под музыку «Марш деревянных солдатиков», отразить в движениях трёхактную форму музыки. Девочки оценивают движения мальчиков.)
Итак, с войсками у меня все в порядке. Я думаю, наши мальчики станут такими же замечательными воинами, как и солдаты королевы.
Интересно узнать, какую загадку загадает нам королева дальше? (Читает.) «Отгадайте, куда я сейчас иду?»
(Несколько раз повторяется один и тот же звук. Ответы детей — никуда не идет, стоит на месте и т. д.)
Ребята! Будьте внимательны, королева пытается нас запутать! (Письмо читается дальше.) «Я вижу, что вы очень внимательны и не допускаете ошибок! Куда же я иду сейчас?
(Звучит нисходящий звукоряд. Ответ детей — пошла вниз, к музыкантам, на первый этаж и т. д.)
Как люблю я бродить по коридорам и слушать прекрасную музыку, доносящуюся из-за дверей. Мне нравится узнавать голоса моих любимых инструментов. Попробуйте отгадать их вместе со мной.
(Проводится дидактическая игра «Узнай инструмент»; прослушав фрагмент, дети поднимают карточку с изображением инструмента, используется музыка :
• «К Элизе» Л. В. Бетховен (рояль,
• «Венгерский Танец» И. Брамс (виолончель, флейта, треугольник,
• «Шутка» И. С. Баха (флейта,
• «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарт (скрипка,
• «Лето» А. Вивальди (скрипка,
• «Аве Мария» Гуно (скрипка, рояль,
• «Полёт шмеля» Н. А. Римский – Корсаков (флейта, скрипка)
• «Щелкунчик. Вальс Цветов» П. Чайковского (труба, арфа, скрипка).
Из всех произведений детям знакомо последнее.)
Кто написал последнее произведение? Покажите портрет.
(Ребенок из нескольких портретов выбирает нужный.)
Попробуйте посоревноваться с моим виртуозом - пианистом в искусстве игры на музыкальных инструментах и в дирижировании».
(Проводится игра «Оркестр». Дети исполняют «Неаполитанскую песенку» на шумовых инструментах — бубнах, кастаньетах и т. д., отмечая концы музыкальных фраз. По мере надобности проводится работа над качеством исполнения, отрабатывается дирижерский жест.)
«Ребята, я вижу, вы хорошо научились играть в оркестре, вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что любите музыку и умеете в ней разбираться. А теперь наши музыканты выступят перед нами».
(Дети исполняют русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде» Музыкальный руководитель смотрит в письмо.)
«Дорогие ребята! Вы мне очень понравились, поэтому я освобождаю гнома из шкатулки, а вам дарю диск с моими любимыми музыкальными произведениями. До свидания, до новых встреч!»
(Музыкальный руководитель достает гнома из шкатулки и отдает его детям «погостить», вручает диск с произведениями П. И. Чайковского. Под «Вальс Цветов» П. И. Чайковского дети покидают зал.)