Левченко Оксана
Подготовка детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс
освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых
приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и
успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким
произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих,
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте» размещена в разделах
сонорных);
• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать
звуки родного языка;
• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из
слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в
слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение»,
что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают
твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• умение делить слова на слоги;
• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
• владение навыками послогового чтения;
• владение навыками «печатания» букв.
Звуковой анализ и синтез.
Формы звукового анализа: элементарная форма – выделение звука на фоне
слова;
Сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности
звуков в слове и т. д.
1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который
вы предлагаете ребенку определить (первый, последний) произносится утрированно.
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Поиграйте в игру «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце слова) –
игра на определение позиции звука в слове.
2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове,
составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам.
При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии
которых новая буква стоит в начале слова.
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а
тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо
называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только
печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков,
верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Деление слов на слоги.
1. Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить
слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в
зависимости от количества слогов.
Задания: - определить количество слогов в названных словах;
-выделить 1-ый слог из названия картинки;
-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;
-разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их
названии.
Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.
Обучение чтению слогов, слов.
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение: М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
-составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв:
кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько
благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения,
доброжелательности.
Успехов вам в занятиях с вашими детьми!